По итогам 2024 года его общий объём в стоимостном выражении снизился на 8,2%, составив 701,8 млрд тенге против 764,4 млрд тенге годом ранее, информирует vkurse.kz со ссылкой на Finprom.kz.
Как отмечают аналитики Бюро национальной статистики АСПиР РК, ключевыми факторами стагнации стали сокращение предложений по аренде спецтехники и оборудования (на 11,2%), а также снижение спроса на грузовой автотранспорт, что привело к падению объёмов на 23,9%.
Однако сегмент краткосрочной аренды легковых автомобилей, включая каршеринг, демонстрирует устойчивый рост. Компании, предоставляющие автомобили в аренду, заработали 120,6 млрд тенге, что на 24,6% превышает показатели 2023 года. Несмотря на позитивную динамику, исторический максимум 2021 года (127,4 млрд тенге) пока не достигнут. В сравнении с данными пятилетней давности, объёмы сектора выросли более чем в два раза.
Развитие каршерингового бизнеса в стране идёт неравномерно: если в крупных городах представлено несколько крупных операторов с обширным автопарком, то в небольших населённых пунктах сервисы работают точечно или вовсе отсутствуют. Аналитики Finprom.kz изучили текущие расценки на аренду автомобилей без водителя в 16 крупных городах Казахстана и выделили три условные категории.
К этой группе отнесены Алматы, Астана и Шымкент — крупнейшие экономические и административные центры страны. Здесь каршеринг представлен десятком различных компаний, предлагающих широкий спектр услуг. Диапазон цен весьма велик: аренда бюджетного хэтчбека обойдётся в 15 тыс. тенге за сутки, тогда как стоимость аренды люксовых внедорожников (например, BMW X7) может достигать 250 тыс. тенге в сутки.
Также популярны сервисы с поминутной тарификацией — от 47,7 тенге за минуту (без учёта пробега). Однако арендаторам следует учитывать штрафные санкции за повреждения, нарушения правил парковки или несанкционированные поездки.
В таких городах, как Караганда, Усть-Каменогорск, Туркестан и Павлодар, рынок аренды автомобилей объединён сетевыми каршеринговыми операторами. Большая часть автомобилей представлена в эконом-классе, предназначенном для поездок в городской черте. Средняя стоимость аренды машины этого сегмента варьируется от 16 тыс. до 25 тыс. тенге в сутки. Автомобили премиум-класса (например, бизнес-седаны) доступны за 30–40 тыс. тенге, а аренда люксовых авто (чаще всего для торжественных мероприятий) стартует от 100 тыс. тенге за сутки.
В таких населённых пунктах, как Семей и Кызылорда, а также в ряде других областных центров, каршеринг представлен в основном частными предпринимателями. В отличие от крупных городов, здесь нет крупных операторов с единой системой обслуживания. Чаще всего автомобили сдаются в аренду через агрегаторы объявлений, а не через специализированные платформы. Стоимость аренды варьируется от 8 тыс. до 20 тыс. тенге за сутки. Нередко можно встретить предложения по аренде авто старше 20 лет, что вызывает вопросы о безопасности и комфорте таких машин. За более современные модели просят от 40 тыс. тенге в сутки.
Стоит отметить, что краткосрочная аренда автомобилей без водителя — лишь один из сегментов казахстанского рынка транспортных услуг. В 2024 году доходы от аренды транспортных средств с водителем составили 184 млрд тенге, увеличившись на 11,7% по сравнению с прошлым годом. Основная доля прибыли пришлась на западные регионы страны, где совокупный доход компаний в этой сфере достиг 117,8 млрд тенге. Значительные объёмы зафиксированы также в Карагандинской области (19,9 млрд тенге) и Алматы (11 млрд тенге).