Безбарьерная среда в Казахстане остается недоступной для людей с особыми потребностями

VistaCreate
Источник фото: VistaCreate

В последние годы в Казахстане предпринимаются шаги по созданию действительно инклюзивной среды для граждан с особыми потребностями.

Новый стратегический документ – Концепция инклюзивной политики на 2025–2030 годы – знаменует важный сдвиг в подходе к проблеме инвалидности, информирует vkurse.kz, ссылаясь на finpom.kz.

Если раньше основной упор делался на медицинский аспект, то теперь акцент сместился на социальную адаптацию и интеграцию таких граждан в общественную жизнь. Однако, несмотря на этот позитивный шаг, реализация инклюзивных инициатив по-прежнему сталкивается с многочисленными барьерами.

Разработчики концепции из Минтруда и социальной защиты населения (МТСЗН) Республики Казахстан признают, что нынешняя система поддержки людей с инвалидностью далека от идеала. Государственные выплаты не покрывают всех жизненно необходимых расходов, включая оплату жилья, медицинских услуг и лекарств.

Особенно тревожит ситуация с трудоустройством. В РК занято лишь 35% трудоспособных граждан с инвалидностью, когда в странах ОЭСР этот показатель превышает 40%. Причины столь низкого уровня занятости кроются не только в ограниченном числе доступных вакансий, но и в том, что работодатели часто игнорируют установленные квоты по приему на работу данных сотрудников. Более того, переобучение, профессиональная реабилитация и адаптация рабочих мест оставляют желать лучшего.

Опросы, проведенные во время подготовки концепции, лишь подтвердили сложившуюся ситуацию: 29% респондентов с инвалидностью заявили, что сталкивались с отказами в приеме на работу исключительно из-за своего статуса, несмотря на законодательные нормы, предписывающие компаниям нанимать таких сотрудников. На практике же требования соблюдаются скорее формально.

Согласно действующим нормам, в зависимости от численности персонала, компании обязаны выделять от 2% до 4% рабочих мест для граждан с инвалидностью (исключая должности с вредными или опасными условиями труда). Для поощрения работодателей, готовых принять на работу данных сотрудников и адаптировать для них рабочее место, государство компенсирует расходы в размере до 300 МРП и предоставляет субсидии на выплату заработной платы.

Однако насколько добросовестно исполняются эти обязательства? Данных о доле компаний, фактически соблюдающих квоты, в открытом доступе нет. Единственное, что содержится в концепции – это признание того, что «большинство предприятий не выполняют требования по трудоустройству лиц с инвалидностью».

Препятствий здесь множество: работодатели не готовы вкладываться в адаптацию рабочих мест, государственные механизмы контроля работают слабо, а конкуренция на рынке труда настолько высока, что кандидат с инвалидностью сталкивается с дополнительными сложностями при поиске работы.

Еще одна проблема – территориальное распределение граждан. Согласно информации от МТСЗН РК, на 14 февраля 2025 года 40,1% данные граждан проживают в сельских населенных пунктах. В отдельных регионах этот показатель значительно выше: в Туркестанском регионе – 73,6%, в Алматинском – 81,1%, в Жамбылском – 59,3%, в СКО – 56,7%.

В аульской местности в принципе непросто найти работу, а для людей с инвалидностью ситуация становится еще более критической. Отсутствие адаптированной инфраструктуры, низкий уровень развития рынка труда и ограниченные возможности для переобучения лишь усугубляют проблему.

Невозможность полноценного участия в жизни общества для многих граждан с инвалидностью связана с элементарными проблемами передвижения и доступа к социальным объектам.

Согласно информации портала «Социальная защита лиц с инвалидностью», в Казахстане всего 42,9 тысячи объектов адаптированы для людей с особыми потребностями. Из них лишь 23 тысячи оборудованы пандусами и лифтами, позволяющими свободно перемещаться на инвалидных колясках. Для граждан с нарушением слуха доступны только 24,1 тысячи объектов, а для людей с проблемами зрения – 23,3 тысячи.

На интерактивной карте доступности наиболее благополучной выглядит ситуация в Алматы, где адаптировано 10,1 тысячи объектов. Однако в столице этот показатель значительно ниже – всего 1,7 тысячи, в Шымкенте – 2,1 тысячи.

Хотя новая концепция инклюзивной политики содержит обширный перечень инициатив, на данный момент они носят скорее декларативный характер. В документе говорится, что власти продолжат работу над устранением барьеров и совершенствованием системы квотирования, однако конкретные механизмы пока не разработаны.

Например, вопрос о том, как мотивировать работодателей принимать на работу граждан с инвалидностью, планируется решить лишь в декабре 2025 года. Изменение системы квотирования запланировано на 2027 год, а введение финансовой ответственности за несоблюдение норм – на 2030 год.

Среди целевых показателей значится рост доли трудоустроенных лиц с инвалидностью хотя бы на 1% ежегодно. К 2030 году этот показатель должен достигнуть 40%. Ожидается, что количество граждан с особыми потребностями, получающих помощь в центрах занятости, вырастет с 65% в 2025 году до 67,5% в 2030 году.

Но останутся ли эти цифры лишь в отчетах или действительно приведут к ощутимым изменениям? Этот вопрос остается открытым. Очевидно одно: без комплексного подхода, реальных стимулов для работодателей и устранения инфраструктурных барьеров инклюзивное общество останется лишь недостижимой целью.


Сегодня в ТОПе