Согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО), общий объём мировой торговли составил 31,6 трлн долларов США, что на 1,2% меньше по сравнению с 2022 годом. Однако уже в следующем году прогнозируется рост на 2,6%, а в 2025 году объёмы торговли должны увеличиться ещё на 3,3%, информирует vkurse.kz со ссылкой на finprom.kz.
Основным фактором ухудшения показателей мирового рынка стала резкая просадка объёмов торговли товарами, которые снизились на 6%, что привело к снижению их общей стоимости до 24 трлн долларов. Однако этот спад был с лихвой компенсирован всплеском в сфере коммерческих услуг, которая прибавила 9%, достигнув отметки в 7,5 трлн долларов. В частности, особое внимание привлекла торговля цифровыми услугами, чьи обороты составили 4,3 трлн долларов, что на 9% больше, чем в прошлом году. Экспорт цифровых услуг составил 13,8% от общего объёма мировой торговли товарами и услугами, а значительную часть этого объёма — более половины, а именно 52,4% — заняла Европа.
Если мы углубимся в детали, то можно увидеть, что прирост в области торговли цифровыми услугами был особенно выражен в Африке, где темпы роста достигли 13%. В свою очередь, в Северной Америке темпы роста были наименьшими — всего 3%. Это также отражает более широкую картину, где среди стран СНГ наблюдается обратная динамика — объём экспорта цифровых услуг сократился на 16%.
При этом по мере роста этого сегмента выделяются различные виды услуг. Наибольшая доля в экспорте цифровых услуг пришлась на компьютерные сервисы — 20,5%. Далее идут финансовые услуги (16%), а также услуги, связанные с интеллектуальной собственностью (10,9%). Телевизионные и аудиовизуальные услуги составляют лишь 2,6%, в то время как доля прочих услуг — 41,2%.
В этом контексте особенно выделяется группа стран, в которой почти 84% всего объёма мирового экспорта цифровых услуг сосредоточено в 20 странах. Лидерами по объёмам экспорта цифровых услуг стали США, Великобритания и Ирландия. США, например, в 2023 году зафиксировали экспорт на сумму 649 млрд долларов, причём почти две трети этих услуг были цифровыми. Большую роль в этом играют финансовые и облачные сервисы, которые демонстрируют стремительный рост.
Великобритания, со своей стороны, тоже показывает впечатляющие результаты, экспортируя 80% всех своих услуг в цифровом формате, в том числе благодаря благоприятной налоговой политике, которая привлекает крупнейшие технологические компании.
Не стоит забывать и о таких азиатских гигантах, как Индия и Китай. Индия, с экспортом цифровых услуг на 257 млрд долларов в 2023 году, продемонстрировала 17% рост по сравнению с предыдущим годом. В то время как Китай за последние 5 лет удвоил объёмы, увеличив экспорт до 207 млрд долларов.
Нельзя не отметить и стремительный рост в Казахстане. В частности, экспорт компьютерных услуг в республике с 2020 по 2023 год увеличился более чем в 15 раз — с 34,9 млн долларов до 529 млн долларов. В первой половине 2024 года экспорт этих услуг уже составил 306,4 млн долларов, что продолжает свидетельствовать о растущем потенциале этой отрасли в стране.