С 1 января 2025 года в стране вводится полугодовой запрет на транспортировку определённых видов топлива и нефтехимической продукции за пределы ЕАЭС. Эта инициатива, изложенная в проекте нового правового акта, касается таких продуктов, как легкие дистилляты, дизельное топливо, авиакеросин, газойли, толуол, ксилол и нефтяной битум, сообщает vkurse.kz со ссылкой на платформу «Открытые НПА».
Исключение составляют лишь определённые случаи, например, транспортировка топлива в бензобаках транспортных средств, использование авиационного топлива для исследований, а также гуманитарные поставки, утверждённые правительством.
Новый регламент направлен на решение ключевых проблем, включая снижение дефицита горюче-смазочных материалов (ГСМ), загрузку простаивающих мощностей нефтеперерабатывающих заводов и предотвращение реэкспорта нефтепродуктов.
Правоохранительные органы Казахстана сообщают, что объём серого экспорта ГСМ достигает 10–45 тысяч тонн ежемесячно. Основная причина — значительная разница цен между Казахстаном и соседними странами, где топливо может быть дороже на 17–166%. Эта ценовая пропасть не только стимулирует нелегальные потоки, но и приводит к заметному истощению запасов топлива внутри страны: за 10 месяцев запасы бензина снизились с 453 до 295 тысяч тонн, а дизельного топлива — с 554 до 279 тысяч тонн.
Кроме того, запрет согласован с условиями беспошлинного импорта нефти из России. В рамках таких поставок Казахстан обязался предотвратить реэкспорт. Принятые меры должны обеспечить стабильность на внутреннем рынке ГСМ, минимизировать утечки и поддержать стратегически важный сектор экономики.