Слово «кандас» имеет моральный оттенок — историк о возвращении казахов на родину

Pexels
Источник фото: Pexels

О том, почему казахскую общественность не устроил термин «оралманы», и как происходило переселение этнических народных групп, начиная с ХIХ века, рассказал доктор исторических наук.

По последним данным Министерства труда и социальной защиты населения, на свою историческую родину из ряда стран с начала года вернулось свыше 14 тысяч кандасов, причем рекордное количество прибыло из Китая. Несмотря на то, что цифра на первый взгляд кажется значительной, профессор, доктор исторических наук и замдиректора Института Истории Государства Буркитбай Аяган в разговоре с корреспондентом Vkurse.kz пояснил, почему процентный показатель вернувшихся соотечественников на самом деле совсем незначителен в сравнении с общим числом кандасов, и как так вышло, что свыше 4,5 миллионов казахов проживает вне территории Казахстана.

Исторические предпосылки

Как объяснил эксперт, истоки массового перемещения казахского народа следует искать еще в 15 веке, когда сформировалось Казахское ханство путем откола части народа от Золотой Орды. 

«Кстати, русское казачество также является субэтносом, происходящим из Золотой Орды. Об этом можно прочитать в трудах Владимира Даля, например», — добавил Аяган.

Основной коллапс для Казахского ханства пришелся на 19 век. Во многом ослабление ханства произошло из-за возвышения двух крупных держав: Российской империи и Китая. По официальным данным отечественных историков, Казахское ханство перестало существовать в 1847 году.

«Это обычный процесс для истории: одни государства расцветают, другие исчезают», — пояснил доктор наук.

Уже в 1861 году в связи с усилением российской власти началось активное строительство крепостей, в числе которых Ямышевская, Петропавловская и Усть-Каменогорская. В этот же период времени между двумя государствами было заключено два договора: Чугучакский и Петербургский. По этим договорам определялись границы между Китаем и Российской империей в пределах Центральной Азии.

К 1854 году, как рассказал Аяган, окончательно закончился процесс колонизации казахского края. В эти же годы завершилось строительство знаменитой крепости Верный, на территории которой в нынешнее время расположилась южная столица Казахстана — Алматы.

«Причем эта крепость была основана на месте древнего казахского поселения. В русской историографии этот факт иногда искажается, якобы местность была безлюдная, но это не так. Следует понимать, что тюркские племена проживали в Семиречье еще до рождества Христова», — заявил профессор.

Автохтонное население и вынужденное переселение

Историк тезисно объяснил, как на появление казахской диаспоры в России повлияло установление границ в 1920 году под руководством Ленина. Эти границы актуальны для нас и по сей день.

«Омская и Астраханская области — это территории, на которых еще до отвода границ проживали казахи. Поэтому, эти диаспоры и сейчас называют себя автохтонным населением, то есть коренным, не принужденным к переселению», — уточнил эксперт.

Как объяснил Буркитбай, большая часть казахов перешла в Китай и Россию на фоне исторических событий: подавление восстания в 1916 году, смута в период с 1917 по 1920 годы и, наконец, «голодные» годы коллективизации в 30 годы прошлого века. Именно в это время начали образовываться основные посты, где поселялись казахи. 

Репатриация, по словам эксперта, является опытом многих народностей. Так, в свое время, армяне покидали родные поселения из-за конфликта с турецкими властями, а азербайджанцы перемещались в Иран, а после возвращались.

Ситуация после обретения независимости

По словам профессора, советская власть не уделяла особого внимания вопросам репатриации, хотя запросы от народов поступали и в то время. Кардинально ситуация изменилась после распада союза и обретения Казахстаном независимости. Доктор наук озвучивает следующие цифры: на текущий момент самые большие группы казахов проживают на территории Китая (примерно 1,5 миллиона) и России (более 600 тысяч). Крупные диаспоры значатся также в Узбекистане и Монголии, частично в Турции и Афганистане.

«Казахстанскому правительству надо было как-то решать возникшую проблему. Казахи с названных территорий начали массово посылать запросы на получение гражданства. Правительство организовало специальные программы и квоты. Похожие меры принимала и Россия со своей программой „Соотечественник“. Как мы сами понимаем, 4,5 млн. казахов вне территории самого Казахстана — это очень большое количество», — поделился историк.

«Кандас» вместо «оралмана»

Изначальный термин «репатриант» в документах был заменен в дальнейшем на слово «оралман», то есть «возвращенец». Казахское общество этот термин не приняло. 

«Бурные дискуссии разразились в 2000 году. Народ говорил о том, что неправильно ставить такое разделение, ведь и здесь, и там живут казахи. Надо понимать, что казахи вне исторической родины никогда не забывали и не забывают о том, что они этнические казахи. Далее Комитет Миграции принял решение утвердить слово „кандас“ вместо „оралман“. В переводе с казахского этот термин означает „соотечественник по крови“, так как „кан“ — это кровь», — объяснил Аяган.

По его мнению, с этой стороны определение становится более «моральным», нежели просто «политическим». 

Текущая ситуация

Профессор уверен, что процесс возвращения казахов на их историческую родину, и получение статуса «кандас» для них — процесс далеко не такой простой, как может показаться на первый взгляд. В него, по мнению Аягана, вмешиваются не только социальные и экономические факторы, но и политика:

«Кто-то из потенциальных кандасов просит расширения квот, кто-то готов отказаться от предлагаемых льгот и просит именно гражданства. Особенно в последнее время усложнилась ситуация с группами, живущими в Китае. Дело в том, что местное правительство делает все возможное, чтобы оставить их на своей территории. В основном казахи в Китае селятся в горах, в районе Нарынкола, на самой границе с Казахстаном. Для них открываются школы, выделяются ссуды на жилье. Но вместе с тем присутствует вытеснение казахского языка, насаждение китайского, строгая система оценки, в том числе, и по религиозным признакам», — обрисовал ситуацию эксперт.

В свою очередь, и сам Казахстан в отношении кандасов стоит перед сложным выбором, считает доктор наук.

«С одной стороны, необходимо решить проблему малонаселенности большой территории страны, с другой — резкое и массовое переселение такого большого количества людей окажет сильную нагрузку на экономику государства», — подвел итог Аяган.


Сегодня в ТОПе