Из них 29 самолетов уже доставлены в места постоянной дислокации. Этот запрет был введен в июле 2023 года Пентагоном из-за выявленных проблем в обновленной аппаратной и программной начинке самолетов, известной как Technology Refresh 3 (TR-3). Это обновление включало усовершенствованные дисплеи, увеличенную память и более мощные процессоры. Эти изменения также необходимы для более масштабного улучшения под кодовым названием Block 4, которое должно расширить арсенал самолета, улучшить возможности идентификации целей и расширить потенциал ведения электронной войны.
Запрет был снят после того, как была разработана «усеченная» версия программного обеспечения, позволившая продолжить поставки самолетов и использовать их для боевых тренировочных миссий. Лейтенант генерал Майкл Шмидт, руководитель программы F-35, сообщил, что самолеты, ранее находившиеся на хранении на предприятии Lockheed Martin в Форт-Уэрте, штат Техас, теперь постепенно вводятся в строй.
Точное количество построенных истребителей, которые были размещены на хранении во время приостановки поставок, не уточняется, но их число, по словам Шмидта, исчисляется десятками. Тем не менее, с учетом того, что несколько стран и три различных службы США ожидают свои F-35, задача распределения самолетов между ними стала сложной. Шмидт пояснил, что распределение по контрактному порядку может оказаться не самым эффективным вариантом после столь долгой задержки.
Чтобы найти решение, Шмидт организовал встречу с представителями ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США, а также международными партнерами по программе F-35. Вместе они разработали новый график поставок, который учитывал бы потребности каждой стороны в тренировках и оперативных возможностях.
Однако, несмотря на возобновление поставок, новые истребители еще не готовы к реальным боевым действиям. Шмидт выразил надежду, что к 2025 году самолеты станут полностью боеспособными, но отметил, что для этого предстоит выполнить определенный объем работ, чтобы избежать повторения подобных проблем.
Он подчеркнул важность того, чтобы участники программы F-35, включая промышленные компании, несли ответственность за выполнение своих обязательств. Шмидт также указал, что недостаток инвестиций в лаборатории, занимающиеся разработкой новых возможностей для истребителя, является приоритетной задачей, требующей решения.
В феврале Офис программы F-35 создал независимую комиссию для анализа текущего состояния разработки программного обеспечения и оценки возможностей его улучшения. В ходе переговоров о разработке «усеченного» ПО Lockheed Martin было поручено увеличить инвестиции в программные разработки.
Шмидт выразил намерение изменить подход к разработке в рамках программы F-35, чтобы в полной мере выполнить данные ранее обещания. Офис программы также удерживает около 5 миллионов долларов за каждый самолет до тех пор, пока боевая готовность TR-3 не будет подтверждена.
Однако проблемы с TR-3 вызвали цепную реакцию на весь проект F-35. В июле министр ВВС США Фрэнк Кендалл заявил, что обновления Block 4 были «значительно отложены». В настоящий момент программа пересматривает стратегию обновлений, чтобы обеспечить правильный подход к их реализации.
Шмидт отметил, что из примерно 80 возможностей, заложенных в Block 4, многие имеют ключевое значение для истребителя, но также представляют собой сложные технические задачи. Программа F-35 заново оценивает каждую из возможностей, чтобы определить, насколько они зрелы с технической точки зрения, возможна ли их реализация и каковы будут затраты.
Шмидт выразил надежду, что весной следующего года будет разработан план Block 4, который учтет все требования военных, однако предстоит преодолеть проблемы с бюджетом и возможностями программы. В заключение он отметил, что F-35 остается лучшим истребителем в мире, и программа должна продолжать работать над тем, чтобы сохранить этот статус.