Так считает автор статьи Ольга Зарецкая на tatler.ru : "Соцсети сегодня окончательно превратились в медиа".
Здесь можно узнать: где на самом деле ищется любовь и делается большой бизнес.
Ян Яновский, при всей широте души и бизнес-интересов, одним из первых сознательно сузил круг абонентов. Мы все из кожи вон лезем, чтобы стать звездами Instagram, а он еще на раннем этапе присоединился к многообещающему тренду – групповые чаты вместо соцсетей.
Для справки: Ян Яновский - является президентом экономического общества университета Fordham, членом финансового общества Нью-Йорка, вице-президентом ассоциации выпускников Thunderbird в России.
Не то чтобы совсем «вместо». Но соцсети сегодня окончательно превратились в медиа. Они как газета, которую в теплую ламповую эпоху выписывал сельский джентльмен. Там и новости политики, и сплетни, и реклама сенокосилки. Все это от джентльмена не требовало интерактива, и если он во время чтения за завтраком бурчал: «Holy Moly! The bastard’s rich!», дорогая редакция его не слышала. Что естественно. (Неестественно нанимать лайкальщиков по рублю за коммент, а приходится, потому что бесплатно сейчас комментируют в основном те, кому хочется выражаться матом.)
Как много причитали по поводу того, что понятие friends в фейсбуке обесценило понятие дружбы!
И о том, что инстаграм приносит пользу личному бренду, только если у тебя там больше сотни тысяч подписчиков (в итоге те, кто знает тебя лично, растворяются в них как капля в море).
Тикток вообще отверг идею личного знакомства как изначально ненужную. Новый Minds тоже скорее витрина, чем площадка для дружбы. А тут еще коронавирус с карантином добавили два важных обстоятельства. Во-первых, мы реже выходим из дома, и возник острый дефицит свежего фотогеничного контента.
По данным Brand Analytics, число публикуемых сообщений (открытых постов, репостов и комментариев под ними) во всех социальных сетях в России сократилось с 1,3 млрд в 2019 году до 1,2 млрд в 2020-м.
Во-вторых, мы реже очно видимся с настоящими знакомыми, хотя поговорить есть о чем – проблем выше крыши.
То есть новых фоток мало, зато в голове скопились мысли из категории «не для всех».
Вот и логично, что настоящая жизнь теперь кипит в чатах, где все свои.
Мы удобно рассортировались в группы по интересам. А в соцсетях остались SMM, реклама себя, оговоренных контрактом идей и спонсорских товаров. Только бизнес, ничего личного.
Автор телеграм-канала Good Morning, Karl! Катя Фёдорова недавно пожаловалась, что в ленте «одни личные бренды, которые... пишут что-то из серии «Меня часто спрашивают, как я организовываю хранение овощей в своем холодильнике».
Отныне Фёдорова подписывается только на аккаунты корги и бурундучков в тики-барах: «Простите, ребят, но они куда интереснее повсеместного и однотипного блогерства ради крема по бартеру».
К «Карлу» в телеграме, кстати, прилагается чат Karl Loves You, где узкая тусовка специалистов по фэшн обсуждает Байдена, Феррагамо и аборты.
Такое, сами понимаете, можно делать только в группе, где все со справкой о вменяемости, – в соцсетях любая интересная дискуссия заканчивается на третьей реплике, когда вступают хейтер или просто догматик, а за ними подгребают боты и попрошайки.
Ян Яновский говорит, что где-то полгода назад его пригласили в чат «социального клуба вокруг одной этнической группы». Четыреста пять членов, все занимаются большим бизнесом.
Там вопрос «Кто летит из Германии? Надо привезти лекарства» находил ответ мгновенно. А на просьбу достать клексан моментально отзывались «в личку» владельцы аптечных сетей. В этом же чате сын большого олигарха предлагает инвестпроект, что тоже вызывает теплый безоценочный отклик.
Круги «мамских» чатов не пересекаются, никто никого в ад не посылает.
За время пандемии социально активный Ян Яновский очное общение сильно сократил. И звонит редко, потому что звонить – совсем уж old school, для родственников и тех, кто по-прежнему через свою приемную выходит на связь с твоим ассистентом без этих новых штучек.
Зато из чатов он построил мощную социальную в истинном смысле слова сеть.
Пять с половиной лет кипит жизнь в группе «Друзья Тбилиси», где с днями рождения друг друга поздравляют четырнадцать человек: Шеварднадзе, Церетели, Саркисовы, Сирадекян и, конечно, Миранда Мирианашвили с мужем Леонидом Огарёвым.
А когда нужен масштаб побольше, на несколько тысяч, Яновский заходит в YGL Friends, группу организации Young Global Leaders, где ДР случаются у королевы Иордании Рании аль-Абдуллы и сооснователя «Википедии» Джимми Уэйлса.
Чат Патриарших еле жив, там все больше петиции, зато в доме, куда Ян переехал, шикарные соседи, и их чат представляет собой неумолкающий творческий междусобойчик.
Помощников по хозяйству он ищет сам, без посредников, зарегистрировавшись в фейсбуке в группе Philippine Nanny/Housework in Russia (соискатели присылают ему видео-открытки).
В чате районного Baby Club жена Яна Лена Фейгин обменивается информацией о выученных Йосей буквах с опытными родителями Азатянами, Караханами и Наташей Гольденберг.
Так Ян и живет, на связи со всем миром, обсуждая в чатах все, кроме политики: «У меня друзья с очень разными политическими взглядами. Мне комфортнее быть Швейцарией, чем высказываться».
Еще одна суперзакрытая история – клуб «Каппа Веди». Это не старинное сообщество главных волков с Уолл-стрит Kappa Beta Phi, которое раз в год собирается на ужин в St. Regis и заставляет неофитов наряжаться танцовщицами кабаре (подробности – в сериале «Миллиарды»).
Он правда существует, и там весело. Московский «Каппа Веди» сам выбирает членов – в основном там стартаперы и гении IT, средний возраст – тридцать пять лет. Вот где надо искать мужа! До карантина клуб раз в неделю собирался в отелях типа Mamaison AllSuites на Покровке, где каждый за пять минут сообщал инсайды своей индустрии. Сейчас, избегая заразы, сессии master minds проводятся в чате. Один член клуба обращается с вопросом, остальные по полочкам раскладывают ему решение. Таким образом, например, за час организовался малый бизнес доставки по ЦАО камчатской рыбы «Фиштех» со складом около консерватории. А вот бизнес-клуб «Шмит 16» – сообщество почти открытое, в нем состоят и биохакер Сергей Фаге, и корпоративный коуч Евгения Волянская. Народ публикует тезисы относительно всего, что в данный момент тешит ему душу: и об аяуаске, и о том, важна ли продуктивность кандидатов для хедхантинга в 2021 году.
В вотсапе чаты заводить удобно, но для секретного общения место так себе. В конце прошлого года мессенджер объявил, что будет передавать данные в фейсбук, и мгновенно 7,5 млн человек скачали конкурирующий Signal. Вотсап испугался и притормозил процесс до мая.
Всего за четыре дня (с 6 по 10 января) аудитория еще одного мессенджера – телеграма – выросла во всем мире на 5,6 млн, потому что он шифруется мощно, и ключами Павел Дуров ни с кем не делится. Поэтому большинство российских чатов, имеющих отношение к бизнесу, как раз в ТГ. Там есть и просто группы для разговоров, и Secret Chats, где сообщения в зашифрованном виде пересылаются напрямую от отправителя к получателю. Это называется P2P (peer-to-peer).
Такой системе не грозит даже файервол, как в Китае, – там успешно блокируют серверы фейсбука, но P2P работает без серверов.
На Android скриншот такой переписки сделать нельзя, на айфоне собеседник получит уведомление о том, что сделан скриншот. К тому же есть таймер самоуничтожения. Имена собеседников покрашены в зеленый и рядом нарисован замочек – верный признак, что в телефоне происходит крепко законспирированное общение в микрогруппе по интересам.
Ну и пусть происходит. Серьезной проблемой в 2021 году считается только ситуация, когда общение по интересам происходит в слишком большом коллективе.
Тогда эта группа или выходит из моды, как Mommys, или насильно отключается от питания, как Parler – целая социальная сеть, которую радикальные сторонники Трампа превратили в свой чатик.
Как-то так..
Подробнее с материалом можно ознакомиться на tatler.ru.