Один из казахстанских споттеров Алибек Мирманов согласился рассказать о своем необычном хобби сайту vkurse.kz.
Сейчас Алибек бизнесмен, а в юности мечтал быть пилотом: его с детства манило небо и восхищали летающие железные махины, он был одержим авиацией, но по настоянию родителей выбор пришлось сделать в пользу юриспруденции.
А неосуществленная мечта летать переросла в любовь к фотографированию самолетов. Вот так Алибек и занялся необычным для большинства делом.
- Чем для вас является споттинг?
- Это умение выражать любовь к авиации, к самолетам через фотографии.
Так как я с детства люблю летать, для меня самолеты это как моя стихия, они для меня важны, как воздух. Я полностью отдаюсь этому делу. Я не просто снимаю лайнеры, а изучаю историю авиации, бортов, знаю все терминологию. Я отслеживаю их перелеты по миру через систему Flightradar24.com.
Могу часами наблюдать за взлетами и посадками авиасудов. Для меня длительные стыковки рейсов, ожидание в аэропортах вообще не проблема.
Всегда мечтаешь сделать какой-нибудь уникальный кадр, запечатлеть неповторимый момент, который потом может войти в историю. Сейчас для моих архивов есть все необходимое, современная техника позволяет делать фотоснимки и видеоматериалы на высоком уровне и социальные сети могут окунуть в атмосферу.
С 2013 года я веду Instagram.
Споттинг очень развит в мире, миллионы таких же как и я, влюбленных в небо и самолеты, следят за ними и делают красивые снимки, которыми делятся в различных социальных сетях.
- Не мешает ли ваше увлечение, основной работе?
- Нет, абсолютно не мешает. С одной стороны, авиафотографии я делаю в свободное от работы время, наслаждаясь этим процессом рядом с аэродромом.
С другой стороны, моя работа связана с частыми перелетами, как внутри страны, так и за ее пределами.
Мои частые командировки, позволяют мне быть на площадках зарубежных аэропортов, ловить в кадр самолеты иностранных авиакомпаний, которые к нам в Казахстан не летают в силу отсутствия авиасообщений.
Мне удалось поснимать воздушные лайнеры в крупнейших портах мира таких как: Франкфурт, Париж, Барселона, Рим, Милан, Москва, Дубай, Стамбул, Гонконг, так в меньших по трафику авиагаванях - Варшава, Красноярск, Самара, Анталья, Бодрум, Салоники и другие.
Надеюсь еще попасть и в другие аэропорты США (Атланта, Лос-Анджелес), Китая (Пекин), Японии (Нарита), а также Великобритании (Хитроу).
Хотелось бы верить, что после окончания пандемии мы сможем вернуться к расширению своей авиагеографии.
- Как давно споттинг развивается в столице?
- Сравнительно недавно, примерно четыре, пять лет назад, но в активную фазу развитие перешло с 2017 года, когда в преддверии открытия выставки «ЭКСПО» к нам пришли новые перевозчики и открыли авиарейсы с Варшавой (LOT), Пекином (Air China), Будапештом (WizzAir).
- Существуют ли специальная организация по развитию споттинга?
- К сожалению, как таковой специализированной организации у нас в Казахстане нет. Но мы споттеры-любители, увлеченные одними интересами, объединяются в своеобразные сообщества. К примеру, в столице мы объединились в «AstanaSpottingClub» (есть одноименные страницы в Facebook, Instagram).
В Алматы наши «коллеги по цеху» создали группы: «KazakhstanSpottingClub», «AlmatySpotting» и прочие.
- Какие самолеты удалось лично вам запечатлеть на камеру?
- Перечень самолетов, которые я фотографировал, очень большой.
Это и западные бренды, такие как Boeing, Airbus, Embraer, Fokker, Bombardier, так и самолеты производства стран СНГ – ТУ, АН, ИЛ, ЯК и другие.
Конечно же, в моей коллекции есть и редкие борты, по крайней мере для меня. Это большие транспортные самолеты, или как мы их называем, «грузовики»: АН-124 «Руслан», A-400 (Airbus) и ИЛ-76.
Интересный борт был в нашем аэропорту в феврале 2018 года, когда прямо с завода в Тулузе в тестовом полете к нам прибыл новейший самолет Airbus-330NEO (рег.номер F-WTTN) для того, чтобы пройти различные наземные испытания в условиях нашей суровой зимы.
В июле прошлого года мы встречали борт из разряда «бизнес-джет» Golfstream G650ER авиакомпании Qatar Executive. На нем международный экипаж совершил кругосветный полет вокруг земного шара через оба полюса, преодолев маршрут Канаверал (США) – Нур-Султан (Казахстан) - порт Луи (Маврикий) - Канаверал (США).
- Как поддерживает споттинг аэропорт Нурсултан Назарбаев?
- Наш аэропорт в этом отношении очень коммуникабелен в части споттинга. Мы наладили тесное взаимодействие с портом, регулярно получаем приглашения на споттинги на перроне, а также на различные тематические мероприятия. К примеру, презентации новых рейсов, бортов или инфраструктурных объектов для пассажиров.
Отдельно хотел бы озвучить развитие нашего порта как грузового хаба, которое активно началось с сентября текущего года. Теперь к нам из Европы и Азии регулярно, на ежедневной основе летают крупнейшие «грузовики» Boeing-747 и, конечно же, мы были счастливы принять приглашение аэропорта к участию на открытии грузового воздушного коридора и встрече первого борта.
Наше сотрудничество с портом повлияло и на взаимоотношения с отечественными авиакомпаниями, по приглашениям которых мы открываем новые рейсы, участвуя как споттеры в первых полетах, освещаем презентации новых бортов и сервисов.
- Расскажите немного о последних фотографиях самолета «Руслан», который прибыл в столицу?
- Если, в общем, то самолеты семейства «Руслан» являются крупнейшими в мире грузовыми бортами для перевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов.
В частности, к нам прилетал борт AN-124-100М-150 Ruslan с регистрационным номером UR-82009, принадлежащий авиакомпаний Antоnov Airlines (Украина).
Прибыл в аэропорт Нур-Султана с грузом из города Бангор (штат Мен, США) с промежуточной посадкой в аэропорту Лейпцига (Германия).
Самолет был собран в 1986 году в первоначальной версии как АН-124-100 и состоял во флоте ВВС СССР. С 1993 года оператором борта стала авиакомпания Antonov Airlines, которая провела в 2008 году модификацию борта до более грузоподъемной версии Ан-124-100М-150.
За счет усиления двигателей была повышена нагрузка со 120 до 150 тонн и увеличена дальности полета, в том числе с грузом 120 тонн до 5400 км.
Кроме того, модификация позволила сократить состав летного экипажа с 6 до 4 человек, а также улучшить бортовое радиоэлектронное оборудование (РЭО).
К слову, в мае 1987 года данный самолет выполнил беспосадочный перелет вдоль границ CCCP протяженностью 20151км за 25 часов 30 минут при взлетной массе в 455 тонн.
В завершение хотел бы сказать, что с авиацией сталкивается практически каждый из нас. Мы совершаем перелеты между городами, странами и континентами по работе, отправляясь на отдых или посещая своих близких.
Чтобы все это обеспечить на комфортном и безопасном уровне, миллионы людей трудятся в авиасфере – это и летные экипажи, и наземные авиаслужбы, и строители самолетов и аэропортов.
Поэтому, пользуясь, случаем, всем этим специалистам хотелось бы сказать «Большое спасибо!» за их кропотливый и ответственный труд, а всем пассажирам отправить мой личный лозунг «Любите самолеты, летайте в удовольствие!».