Украшения — не только богатство
Украшения в казахском обществе занимают особое место. И во многом это не показатель статуса или богатства, а скорее дань традициям, уходящим корнями глубоко в древность. Причем казахские украшения предназначались не только женщинам, они делались и для мужчин, и даже для коней.
Виды украшений
Все украшения разделяются на «Әшекейлік бұйымдар» (предметы украшения) и «Зергерлік бұйымдар» (ювелирные украшения). Кроме широко известных, таких как «сырға» (серьги), «сақина» (кольцо), «білезік» (браслет), предметов убранства у казахов великое множество. Перечислим только некоторые из них:
тұмарша – пластинчатые треугольные подвески-обереги для головного убора;
шекелік сабақ – плоские височные подвески лепестковой формы, выполнялись также в виде наконечника пики с подвесками;
шашбау – украшения для кос, составленные из объемных медальонов в виде овала или цепи с пластинчатыми подвесками;
тамақша – украшения для шеи и груди в виде овальной или прямоугольной застежки с подвесками;
тісшұқығыш – зубочистка (в этот набор входят ухочистка и ногтечистка) овальной или ромбовидной формы в основной части, внизу заканчивается вытянутым заостренным концом. Этот список можно продолжать долго.
Иногда ювелирные изделия даже служили тайниками
Например, в треугольном украшений «Тұмар» (оберег), изготовленном из драгоценного металла, девушка могла хранить письмо от своего возлюбленного. А еще она была вправе преподнести что-либо из убранства джигиту в знак своей симпатии.
У акына Кенена Азирбая есть стихи, где он вспоминает свои 18 лет:
Шетінде шай орамал күміс жүзік,
Қуантқан сүйген жардың сөзі келді.
Привязанным к уголку шелкового платка,
Серебряным перстнем от любимой весточка пришла.
(Смысловой перевод автора статьи)
Традиция Тана тағу
Традиций, связанных с украшениями, довольно много. Например, «Сырға салу» (надевание серег невесте); «Құда жүзік сыйлау» (преподношение перстней в дар сватам); «Білезік сыйлау» (дарение браслета очень дорогим людям) и еще многие другие.
Одной из таких является «Тана тағу». Само слово «тана» связано с тем, что украшение напоминает выразительный коровий глаз — влажный, с поволокой. Казахи говорят «көзі танадай екен» (красивые большие глаза).
Вот что пишет ученый Шайзада Тохтабаева в книге «Серебряный путь казахских мастеров»:
«Тана – металлическая или перламутровая плоская бляха небольшого размера (до 2,5 см) в форме диска. Делались такие в виде цветка со многими лепестками и полусферой в центре – күмбез тана. Основу подобных изделий мастера выполняли в технике ковки, литья, штамповки, тиснения или ажурной ткани.
Бляха со вставкой из камня называется көз тана, с позолотой – алтын тана, с ложной зернью – сіркелі тана, с гравированным узором – безеу тана. Бляха из перламутра — меруерт тана. Изделия нашивают на любые, как летние, так и зимние головные уборы, а также на одежду, ленты для кос, кожаную, замшевую, парчовую или бархатную обувь.
Кто такие есепші, и почему они точнее гидрометцентра – традиция Күн қайыру
…Первые бронзовые бляхи в форме диска или розетки находят в захоронениях бронзового века (XVIII — XIX вв. до н. э.). Бляхи в виде диска, полусферы или многолепесткового цветка с различным декором производили во все последующие эпохи, в том числе в тюркский период».
Из этого следует, что традиция «Тана тағу» имеет очень глубокие исторические корни. Первопричиной ее появления было желание уберечь близких от сглаза. Особенно это касалось маленьких детей. Тана привязывали к рукам младенцев, а детям постарше пришивали к одежде.
Пришитый на одежду ребенка тана был своего рода намеком для родителей. Мол, ваш сын или дочь подросли и стали помощниками… а это повод для тоя.
Автор: Бердалы Оспан
Источник: 365info.kz