В Алматы планируют ввести дифференцированный тариф на платных парковках. Первым участком, где повысится стоимость, станет район Зеленого базара.
Суть дифференцированного тарифа в гибком ценообразовании, которое зависит от спроса на парковочные места.
Чем выше спрос, тем выше стоимость парковки, и наоборот. Задача – обеспечить постоянную доступность 10-20% парковочного пространства.
- Как показывает анализ, в местах с высоким трафиком при едином тарифе эта задача невыполнима. Основной показатель здесь – заполняемость парковки. Если на парковке нет свободных мест, значит тариф нужно дифференцировать, – пояснил директор "Алматы спецтехпаркинг сервис" Марат Принбеков.
Сегодня на самом загруженном участке – в районе Зеленого базара – длительность парковки в среднем составляет три часа, что в два раза больше, чем возле вокзала "Алматы-1" и оптового рынка в Тастаке. 70 процентов поступающих жалоб – это недовольство из-за отсутствия свободных мест вокруг Зеленого базара.
Возле Зеленого базара рекомендовано повысить тариф до 150-200 тенге в час. Там 172 места – около 16% от общего числа платных парковочных мест в городе. Эту парковку хотят сделать пилотной зоной для анализа эффективности этих мер. Также на этом участке намерены отменить резидентские разрешения и абонементы.
Марат Принбеков отметил, что в районе Зелёного базара также есть крытые многоуровневые парковки.
"Надеемся, что число свободных мест увеличится на 10-20% и снизится негатив со стороны посетителей Зелёного базара", – сказал он.
Эксперт общественного совета Алматы Думан Капасов предложил сохранить стоимость первого часа парковки (100 тенге), а начиная со второго часа увеличивать тариф, поскольку средняя продолжительность парковки – три часа. Он также предложил вовсе отменить плату за парковки у аптек и медучреждений на три месяца.
На слушаниях озвучили рекомендации по снижению тарифа на участках, где трафик небольшой.
По данным на 1 июля 2020 года, "Алматы спецтехпаркинг" инвестировал в развитие единого автоматизированного парковочного пространства Алматы 4,6 млрд тенге.
В бюджет города за это время поступило 2 млрд тенге, из которых:
593 млн – налоговые отчисления;
267 млн – платежи за парковочные места;
279 млн – обязательные платежи государству;
822 млн – штрафы за нарушение ПДД, зафиксированные службами сервиса платных парковок.
Марат Примбеков напомнил, как компания распоряжается 100 тенге, которые платит водитель за час парковки.
Расходы на парковки, амортизация, IT-услуги, запчасти, расходные материалы – 58 тенге.
Налоги, обязательные платежи государству – 27 тенге.
Заработная плата – 16 тенге.
Административные расходы – 10 тенге.
Комиссии по приему платежей, инкассация, мобильная связь – 5 тенге.
"Итого, у нас убыток на уровне 16 тенге с часа", – заключил он.
70% ТОО "Спецтехпаркинг Алматы" принадлежит ТОО "R2R", владельцем которого в мае 2019 года стал бизнесмен Кайрат Боранбаев. Оставшиеся 30% доли компании – у управления городской мобильности Алматы.