Какие желания казахи считали священными

Источник фото: mnogo-krolikov.ru

Издревле казахи считают, что необходимо уважать каждого человека, поскольку жизнь хрупка.

В казахском обществе часто говорят, что главное в жизни: «сіз бен біз» —  взаимоуважение.

Поэтому заповеди казахов просты и понятны: «Үлкенді сыйла» (уважай старших), «Ата-анаңды қадірле» (дорожи родителями), «Үлкенге іні, кішіге аға бол» (старшим будь помощником, а младшим опорой); «Ұлық болсаң, кішік бол» (насколько ты велик, будь настолько же прост) и так далее. 

Все эти постулаты ярко отражены в традиции Тілек орындау (выполнять пожелания). К слову, это скорее на традиция, а своего рода закон. Выполнить желание ребенка, многолетнего друга или гостя для казаха всегда было честью и одухотворяло самого человека. Также обязательным считается выполнить последнее желание уходящего в мир иной.

Последние желания великих

В казахской истории особое место занимает акын Иса Байзакулы — феноменальный поэт-импровизатор. Стоя на сцене, он за считанные минуты мог сочинить целую поэму на любую тему, заданную зрителями

По свидетельству поэтессы Мариям Хакимжановой, зимой 1943 года Иса Байзакулы ездил по аулам с концертами, поддерживая своим творчеством народ в тяжелое военное время. Через полтора месяца после его отъезда из Талдыкургана пришла телеграмма, что акын сильно простудился и его отправили в столицу в сопровождении двух человек.

Когда родственники встретили Ису на вокзале, он сказал:

«Дорогие мои, вы видите мое состояние. Прошу, выполните мое желание. Амире (знаменитый певец Амире Кашаубаев – ред.) был моим самым близким другом. Отвезите меня к нему домой, хочу побыть там».

— Дом певца находился на улице Транспортная. Мы отвезли его туда. На следующий день акына положили в больницу, — вспоминает Мариям.

Известно также, что композитор Нургиса Тлендиев перед кончиной пожелал:

«Положите меня рядом с акыном Жамбылом. Хочу лежать рядом с великим сказителем и беречь его дух».

Его последняя воля была исполнена.

История из жизни борца Хаджимукана
Писатель Зейтин Акишев увековечил рассказ кузнеца по имени Субек. К нему в Баянаул часто призжал погостить Хаджимукан.

«Однажды борец в очередной раз приехал с друзьями. Оказывается жители аулов местностей Аккелин и Далба подарили ему два косяка лошадей (группа кобылиц во главе с жеребцом), всего около тридцати голов. Погостив у друга несколько дней, прямо перед отъездом Хаджимукан решил сделать подарок своему другу Субеку:
— Оставляю половину лошадей тебе, бери, – сказал борец.
Субек отказался.

— Почему не принимаешь подарок, или ты в обиде на меня? –
спросил борец.

— Что вы, Хаджеке, какие у меня могут быть на вас обиды.
— Тогда скажи, что желаешь.
— Богатство, оно как грязь на руке, быстро смывается. Пусть будет
подарком для моего первенца, что только-только начал ходить. Прошу, не обижайтесь, если не трудно, принесите, пожалуйста, какой-нибудь камень с подножия этой горы и поставьте у моего дома, – ответил Субек.

Хаджимукан снял верхнюю одежду и, оставшись в легком чекмене, широкими шагами пошел в сторону горы.

Негромко сказав «Ауп», он поднял огромную глыбу камня, принес и положил возле мого дома.

Люди назвали его «Камень Хаджимукана»».

Источник: 365info.kz

Автор: Бердалы Оспан

Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript

Сегодня в ТОПе