Кто сегодня платит за банкеты и какие трансформации переживает ивент-индустрия?
Об этом Vox Populi рассказали известные казахстанские ведущие.
Роман Миронов, ведущий, шоумен, продюсер
- Декабрь для меня — это всегда много работы, загруженность на 150 процентов. Если взять среднемесячную заработную плату в Казахстане, 150 тысяч тенге, получается, что за декабрь ведущие вполне себе могут заработать ее 12 раз. Поверьте, эта сумма минимальная. Но надо считать и расходы! У меня, например, одежда для работы — смокинги разные, рубашки и обувь — стоит около 20 000 долларов. И одежду надо постоянно обновлять, следить за собой: барберы-шмарберы, спорт-морт, спа-ма (смеется). Ведущий должен быть ярко-сдержанно-актуальным. Такого баланса в стиле достичь сложно, но мне удается.
- В кризис у меня не стало меньше работы. Услуги в долларах стали дешевле, как и у всех. А в целом — не жалуюсь, у меня есть свои клиенты, которые меня любят и передают мое имя из уст в уста (смеется). И все они — люди уважаемые. Современные, с активной жизненной позицией.
- Программа современных новогодних корпоративов отличается от тех, которые заказывали люди лет 5–10 назад, причем кардинально! Раньше программы были скромнее и проще, но конкуренция в борьбе за клиента дает положительный результат. Сейчас, как мне кажется, у нас в Казахстане среди стран СНГ самый сильный состав ведущих, работающих на банкетах и корпоративах. У каждого свой танцевальный балет, у одного своя группа, у второго своя певица или певец. В России, например, часто платят за имя, за узнаваемость. По факту, любой наш топовый «тойский» ведущий в одну калитку вынесет любого узнаваемого с российского Первого или Второго канала. Ургант — не в счет, но всех остальных вынесет точно (смеется).
- На моих ивентах стриптизу говорю «нет»! Однозначно! Моветон — украсть туфлю невесты, эта традиция давно изжила себя. Не так давно меня спросили на свадьбе: «Давай своруем туфлю?» По моему взгляду было понятно: «Ребята, вы ***? У нас шоу-программа на 4 миллиона тенге, столько интересного, а я буду полчаса тратить на этот „сюр“ с туфлей?»
Да, раньше это, наверное, было весело, потому что развлечений не было. Сейчас на мероприятии и пранк, и мулатка в перьях, и достойные Карнеги-холла музыканты, и машина, а то и квартира в подарок от «кудалар». Некоторые мероприятия проходят сегодня в формате «халал», без алкоголя. Такого раньше не было, сейчас это нормальное явление. В настоящее время мероприятия стали более спланированными, а не просто спонтанными посиделками.
- К скабрезным шуткам и конкурсам на корпоративах отношусь отрицательно. Шутить надо, возвышая того, о ком говоришь. Если человек продает бургеры, надо сказать, что он владелец сети ресторанов, если работает специалистом в банке — экономический эксперт, домохозяйка — богиня Инстаграма.
- Сегодня люди научились рисковать. Я в этом году провожу новогодние вечеринки в стиле 90-х (Love is, кассеты, лосины, челки, малиновые пиджаки). Rock Forever со всеми вытекающими: кожа, рок-бэнд, обстановка паба, мотоцикл на входе. Восточная сказка стала популярной, из-за вышедшего фильма «Аладдин» с Уиллом Смитом; у меня был запрос на «Игру Престолов», но это очень дорого сделать, чтобы все было «тру».
Говоря о новогодних корпоративах, скажу важную вещь: «Люди, будьте аккуратны, заказывая ведущих из Инстаграма. Не поленитесь взять рекомендации у предыдущих заказчиков. Запомните: хороший ведущий продан на два последних уикэнда декабря еще в октябре!»
Рафаэль, ведущий, профессиональный вокалист (баритон)
- Я обожаю декабрь. Ощущение приближающегося праздника — это с детства в крови. Это навсегда! Подарки, планы, встречи по работе, обсуждение новогодних корпоративов — это творчество, креатив, радость для меня. Существуют некие незыблемые стандарты. Нужно достойно проводить уходящий год, торжественно встретить новый, а потом — время веселья, танцев, сюрпризов.
- Если есть предложение о работе в новогоднюю ночь, то вопрос решается сам собой: я выбираю работать. Раньше, отработав новогодний сезон, можно было до конца зимы ничего не делать. Наша работа — это ведь не только непосредственно выступления, это много хлопот по подготовке. Сейчас тенденции изменились. Сейчас и «неурожайный» месяц может неожиданно стать плодотворным, а предновогодний сезон — особой погоды не сделать.
- Кризис повлиял на все, что происходит вокруг, на нашу сферу — тоже. Многие теперь стараются провести свое мероприятие с меньшими расходами, а значит, и ведущих приглашают начинающих, и на техническом оснащении экономят — людей можно понять. А еще во многих корпорациях стали предлагать своим работникам сделать выбор: вечеринка или премия. Разумеется, многие предпочитают получить премиальные и обойтись без вечеринки.
- Если сравнивать вечеринки прошлых лет с современными, то сегодня стало больше флешмобов: пошла мода на творчество, люди стараются выплеснуть эмоции, дать свободу своим талантам. И музыкальное оформление вечеринок стало другим. Раньше зачастую это был парад звезд, а теперь — живой бэнд на весь вечер. Стали выше требования к технической стороне: скрипящий микрофон и прочие неполадки в наше время вовсе неуместны.
- Уровень работы ведущих падает. Меня, к примеру, очень коробит косноязычие.
Поэтому мне дороги мои постоянные партнеры, которые всё еще ценят элементарно грамотную речь. Но всё чаще я замечаю, что ведущие, конферансье не имеют даже минимальной эрудиции и очень мало читали в детстве (улыбается). Сценические образы часто не продуманы. Я против дурного вкуса, поэтому всегда удивляюсь, когда вижу ведущего в черном смокинге и коричневых туфлях или в смокинге и с кучей украшений — браслетов, колец.
- Меня приглашают преимущественно люди светские, у которых есть вкус. Я не провожу пошлых конкурсов, не позволяю себе грубых шуток. Как певец я пою на многих языках, но веду вечеринки только на русском.
Талант ведущего состоит в том, чтобы объединить собравшихся в зале, создать из очень разных людей одну компанию — пусть даже только на один вечер. Смею предположить, что мой 25-летний опыт позволяет мне это делать.
Аэлита Хабибуллина,профессиональная ведущая, режиссер, продюсер, певица, актриса
- Для меня декабрь — обычный рабочий месяц. Отличие только в тематике мероприятий. Люблю предновогодние дни за романтику, за блеск огней и ожидание чуда. У меня был период, когда с 20 по 30 декабря я старалась заполнить каждый день. С опытом пришла к тому, что лучше несколько больших ивентов. После Нового года жизнь продолжается — меня кормит любой месяц (улыбается). Я выбрала ритм, когда даже очень большая сезонная загруженность не сказывается на качестве, и остаются силы, вдохновение, энергия на новые проекты. Если есть заказ на 31 декабря, значит, буду работать: мне одинаково нравится и встречать Новый год с семьей, и работать на мероприятии.
- Да, девальвация сказалась на заработке. Я оставила гонорар в тенге и практически не поднимала его с 2015 года. Правильное соотношение «цена/качество/спрос» — и заказы будут всегда. Для меня клиент всегда прав. Если он не прав, значит, это не мой клиент (улыбается).
- Я ориентирована на самого капризного клиента. При подготовке мероприятия представляю себе гостя, который хочет убежать после первой части. Моя задача — чтобы он остался до самого конца, когда официанты уже начнут убирать со столов (смеется).
- Меняю свою программу регулярно, чтобы самой было интересно работать. Ищу новые номера, новых артистов, готовлю конкурсы. Сегодня людям уже не нравятся пошлость и самодеятельность. Пошлость — табу на моих мероприятиях. Есть игровые постановки, где юмор на грани, но я никогда не перехожу границ.
Гульбахор Хасанова,ведущая торжеств, радиоведущая, продюсер
- Корпоративы, как и браки, совершаются на небесах — это судьба. Если в твою жизнь пришел какой-то праздник, мероприятие, которое нужно провести, то нужно сделать его на 1000 процентов качественно и хорошо. Для людей это праздник, яркие эмоции. Для ведущего — опыт, момент личностного и профессионального роста.
- Меня кормит не только декабрь: я всегда найду для себя много работы! Помимо корпоративов, я снимаю кино, сериалы, создаю телепередачи, руковожу каналом КМА, работаю на радио и делаю много других проектов. На мероприятии стараюсь чувствовать людей сердцем, действовать с ними в унисон. Высший пилотаж — обнаружить среди гостей тех, кому грустно, одиноко, и сделать так, чтобы они забыли, хотя бы на время, о своих проблемах, развеселились и с удовольствием провели время.
- Подготовка корпоратива иногда растягивается до полугода. Сюда может входить создание специального имиджевого фильма, подготовка персонала. У меня были корпоративы, когда мы вместе с сотрудниками компании-заказчика заранее разучивали танцы, проводили фотосессии, подготавливали специальные фотоколлажи, календари, перфомансы. А некоторые компании хотят просто пригласить ведущего, который бы предоставил им свою готовую программу.
Это напрямую зависит от цены: можно сделать очень красивый праздник с участием звезд эстрады, а можно просто позвать ведущего и танцевать под музыку с диска.
- Корпоративы 5–10 лет назад были пышнее. И их было больше. Соответственно, и артисты были более избалованными, а гонорары — завышенными. Сегодняшние гонорары в долларовом эквиваленте — в разы меньше. Мои мероприятия стоят от миллиона тенге и выше. Но я часто соглашаюсь работать не ради денег — например, на благотворительных мероприятиях, их сейчас много.
- Наше общество изменилось. Стало более целомудренным, требовательным, воспитанным. Стало меньше курящих и пьющих людей: народ научился веселиться, будучи трезвым. Поэтому уже не «прокатывают», как это было 10 лет назад, глупые и вульгарные конкурсы. Все больше становится интеллектуальных, творческих состязаний.
- Я люблю работать в новогоднюю ночь. 31 декабря гонорар превышает обычный в пять, а иногда и в десять раз: кто же от денег будет отказываться? (улыбается) Но когда такого не случается, я с удовольствием встречаю Новый год в кругу семьи — с родными, близкими, с любимыми детьми.