Казахская традиция Балдыз Алу. Почему казахи женятся на младших сестрах своих умерших жен

Источник фото: http://www.bilu.kz

В нынешних реалиях некоторых национальных традиций практически невозможно придерживаться.

У казахов родственные отношения введены в особый статус.

И каждому от мала до велика предопределены свои правила поведения.

Аксакалам и аже (бабушкам) оказывалось всеобщее уважение, их называли Ата, апа, байбише.

Есть казахская пословица: «Аймақтың құты — ақсақал, ауылдың құты — байбіше» (Благополучие округа, области — в старейшинах, благополучие аула — в мудрой женщине). 

Мужья сестер, например, назывались бажа (свояки) — их дружба отличается своей крепостью. Жены родных братьев называются абысын (своячницы) и обычно тоже очень дружны между собой. От них зависит атмосфера в клане. Есть пословица, которая часто повторяется в быту и сегодня:

«Ағайын тату болса ат көп, абысын тату болса ас көп» (Если братья дружны, то лошадей много, а если своячницы дружны, то еды вдоволь).

Своеобразные отношения между қайынбике (старшая сестра жены) и күйеу бала (зять, муж сестренки) своеобразные. Күйеу бала должен быть всегда молчаливым и послушным.

Другими словами, у казахов в родственных отношениях все учтено.

И знание — как правильно вести себя с каждым из родственников — вкладывается в каждого с малолетства. Именно эта мудрость, выверенная веками, до сих пор является своего рода гарантом отношений между людьми в обществе.

Жезде и балдыз — особые отношения

Особые отношения были между жезде (зять) и балдыз (младшие сестры жены). Слово «жезде» (зять) происходит от «жез» (жесть, желтая медь — она гнется очень легко).

Между жезде и балдыз обществом определены отношения как между братом и сестрой. Жезде покладист, легко отзывается на просьбы и терпит любые шутки балдыз.

Но зачастую жезде не особо загружен своими обязанностями, так как балдыз тоже знает меру.

Традиция Балдыз алу

У казахов существует редкая и трудновыполнимая традиция, касающаяся жезде и балдыз. Называется она Балдыз алу (жениться на балдыз). В научном мире ее называют Сорорат.

В книге «Казахи» говорится, что своими корнями она восходит к гуннам, а цель ее — не дать прерваться роду.

Ученые Халел Аргынбайулы и Шайзада Тохтабаева в своих трудах подробно описали эту традицию. Суть ее сводится к тому, что в случае смерти жены вдовец мог обратиться к родителям жены, чтобы они выдали за него младшую сестру покойной.

Объяснялось это прежде всего тем, чтобы не допустить, чтобы детей после смерти матери воспитывала чужая женщина.

Ведь согласно этикету того времени мужчина не должен был до конца своих дней оставаться вдовцом. Как говорят казахи: «Лишившись жены, очаг свой не покидай». Это означало: возьми новую жену — хранительницу очага.

В случае согласия родителей на брак со второй дочерью, за нее выплачивалась половина калыма — балдыз қалың (калым за балдыз).

Родители сообщали девушке на выданье о желании мужа умершей сестры. Обычно девушка знала, что такое может произойти, так как в прошлые века традиция Балдыз алу была довольно распространенным явлением.

Но это не значит, что девушка была готова к такому шагу

Ведь она тоже жила ожиданием своего личного счастья. Более того, подобный шаг давался очень трудно, если девушка уже встретила своего возлюбленного.

Бывало и так, что женщина, зная, что ее дни сочтены, и не желая, чтобы их воспитывала өгей шеше (мачеха), просила свою сестру не оставлять ее детей.

В таких случаях младшая, жалея своих племянников, которые должны были остаться сиротами, шла на такой шаг, жертвуя своим счастьем.

Традиция балдыз алу имела место еще даже в XX веке, но встречалась уже реже.

Традиция в литературе

Балдыз алу описана в рассказе писателя Мухтара Ауэзова «Тени прошлого»:

«Смотрят звезды на уснувшую в лесной тени речку. То петляя, то вытягиваясь, разметалась она по Караджалу. Красив Караджал, нет лучше места на жайлау. Наверное, потому и устраивают аулы свои стоянки здесь, на берегу реки.

…Пять лет назад взял уже Кенжехан жену из этого аула. Кадиша — сестра Жамеш, старшая дочь ходжи Жакипа — стала тогда второй женой богача. Но этой весной Кадиша умерла, оставив сына и дочь. Была Кадиша капризной и своевольной, сама заправляла всеми делами богатого хозяйства. И, умирая, высказала твердую волю: «Не хочу, чтобы мою постель занял чужой человек, ведь оставляю маленьких детей. Уважаете меня, — обращалась она к мужу и родным, — отдайте мое место сестре моей Жамеш.

Так нежданно стала Жамеш невестой.

Со сватовством поладили быстро, еще до переезда аула на летнюю стоянку. Недавно родители объявили — свадьба будет здесь, в Караджале.

…Ну, а потом пошло все гладко: сваты, калым, наезды Кенжехана. Так протекли два месяца. А вчера сыграли свадьбу».

Источник: 365info.kz

Автор: Бердалы Оспан

Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript

Сегодня в ТОПе