«Через 20-25 лет навыки населения упадут еще ниже» - министр рассказал о грамотности казахстанцев

Источник фото: https://www.kaskelenec.kz

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал об итогах оценки навыков казахстанцев в возрасте от 16 до 65 лет.

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал об итогах оценки навыков казахстанцев в возрасте от 16 до 65 лет, передает Kaskelenec.kz.

Глава МОН отметил, что недавно ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) опубликовала результаты PISA, однако вне фокуса общественного внимания остались результаты не менее важного международного исследования PIAAC, которое эксперты называют не иначе как «PISA для взрослых».

Это исследование оценивает навыки людей в возрасте 16-65 лет по читательской, математической грамотности и решению задач в цифровой среде.

По его словам, Казахстан впервые принял участие в этом исследовании. Результаты граждан страны показали, что в среднем навыки взрослого населения (математика - 247, чтение - 249 баллов) находятся на уровне граждан таких стран, как Испания и Италия, однако значительно ниже среднего уровня стран ОЭСР (читательская грамотность - 266, математическая грамотность - 262).

«Выявлены специфичные результаты для Казахстана. К примеру, PIAAC показал общемировой тренд, что пик развития навыков человека приходится на возраст 25-34 года, а дальше идет спад. Однако в Казахстане все возрастные группы показывают совершенно другую картину. Навыки молодого населения (25-34 лет) соответствуют или порой даже ниже навыков более старшего поколения (55-65 лет). Если не принять срочные меры, то через 20-25 лет навыки населения, вероятно, упадут еще ниже», - написал Аймагамбетов в Facebook.

При этом среди опрошенных граждан в возрасте 25-34 лет почти 50 процентов имеют высшее образование, тогда как среди людей 55-65 лет высшее образование получили всего 27 процентов.

Половина населения Казахстана как по читательской (49 процентов), так и по математической (52 процента) грамотности достигает только второго уровня, и лишь четверть населения (25 процентов) - более высоких уровней.

Как отметил глава МОН, это означает, что население республики может работать только с относительно несложными текстами и математической информацией и выполнять задачи, которые не требуют синтеза, анализа или интерпретации информации.

«Значимым трендом является зависимость между уровнем владения навыками и частотой их использования: чем чаще навыки используются в повседневной жизни и работе, тем выше их уровень. Казахстанцы слабо используют как читательские, так и математические навыки в повседневной жизни и в работе, соответственно, низкое использование ведет и к низкому владению ими.

Кроме того, исследование показало, что только 17 процентов населения страны принимает участие в образовательных мероприятиях. Это один из самых низких показателей», - добавил Асхат Аймагамбетов.

В странах ОЭСР данный показатель достигает 44 процентов. Общеизвестно, что навыки и образование вознаграждаются на рынке труда за счет повышения заработной платы.

«Казахстан не является исключением. К примеру, рост математической грамотности увеличивает почасовую заработную плату на 5,9 процента, а в среднем по странам ОЭСР - на 7,2 процента. Но больше, чем грамотность, влияние на заработную плату и вероятность трудоустройства в Казахстане оказывает количество лет обучения - чем больше лет казахстанец учится, тем больше он зарабатывает в последующем. И это только некоторые примеры итогов исследования. Здесь важно не относиться поверхностно к этим результатам и, вырывая из контекста, делать сенсации, а видеть общую картину и принять системные меры», - отметил министр образования и науки.

Сегодня в ТОПе

×