В алматинском регионе много женщин, которые приходят в религию только под давлением мужа.
Об этом рассказывают сотрудники Центра реабилитации и консультации, куда в этом году обратилось более 130 женщин со схожими ситуациями и историями, сообщает Zakon.kz.
Они оба алматинцы. Он – Ринат (здесь и далее имена изменены) с 1981 года. Она, Риза, с 1985-го. Поженились в 2003 году, как раз незадолго до этого ей исполнилось 18.
До свадьбы друг друга особо не знали, познакомились как-то в кругу общих знакомых, несколько раз встретились, и он предложил ей пожениться. Недолго думая, она согласилась.
Парень, на первый взгляд, казался ей надежным. Он был спокойным, без вредных привычек, довольно симпатичный. У Ризы была близкая школьная подруга, и ее мама всегда им твердила: "Смотрите, не выходите замуж за кого попало, главное, чтобы он не пил, был из хорошей благополучной семьи".
Риза часто вспоминала ее слова и, глядя на своего будущего мужа, думала, он же такой, как говорила тетя Диля, не пьет, не курит, из нормальной семьи.
В общем, она решилась, и к осени они сыграли свадьбу. И только после свадьбы она узнала, что вся его семья, и он сам, оказывается, читают намаз.
В те годы среди алматинцев не так уж и много было практикующих мусульман, это сейчас их очень много, а тогда их было совсем мало. Для молодой, современной, только начинающей жить, девушки это было очень неожиданно, она даже не знала, как реагировать.
Родители ее были простые бывшие советские люди, со своими укоренившимися светскими взглядами на жизнь, где религией и не пахло, и она об этом не знала ни теоретически, ни практически.
Но постепенно Риза стала привыкать к набожности своей новой семьи и, собственно, ничего плохого в этом не видела. Единственное, она не могла понять, почему они всегда критикуют имамов, мол, они неправильно говорят.
В ее понятии ислам должен быть единым и имамы, мусульмане тоже должны быть едины, как одна семья, и она не могла понять, как один из них может говорить правильно, а другой неправильно. Но в то же время она особо на этом не заморачивалась, у нее были дела поважнее: родился один ребенок, следом второй, а через два года - третий. Итого два мальчика и дочь. Она вертелась, как белка в колесе, времени, кроме как на детей, ни на что другое не хватало.
Тем временем, муж постепенно стал давить на нее, чтобы она тоже встала на намаз и покрылась. Она не хотела и говорила, что еще не готова к этому. Но когда дети стали подрастать, пошли в школу, он стал говорить им: "Ваша мама неправильно делает, она не знает Бога, поэтому не слушайтесь ее, она вам дает неправильное воспитание" и так далее. Таким образом, Ринат стал настраивать детей против собственной матери. В семье пошла трещина. У Ризы был страх, что дети вообще перестанут ее слушаться и будут думать, что она действительно плохая, поэтому она решилась все-таки встать на намаз и покрылась.
- Но сделала она это безо всякого желания, не от души, без интереса, - говорит сотрудница Центра реабилитации и консультации Шара.
- У нее только показуха перед мужем, она просто так читает намаз, лишь бы он не настраивал детей против нее. А ведь в религии нет принуждения…
Сотрудники центра пытались поговорить с мужем, но он отрицает, что давит на Ризу, что заставляет ее читать намаз и покрываться.
- Ринат говорит, я не заставляю ее это делать, мол, она сама так захотела, и не настраиваю детей против нее, - комментирует Шара.
– Но, насколько мы знаем из своих практических наблюдений, все мужчины, которые заставляют своих жен носить хиджаб, говорят одно и то же. Они сами, как правило, состоят в каких-нибудь религиозных деструктивных течениях, но в этом не признаются.
Они говорят, нет, мы придерживаемся традиционного ханафитского мазхаба, но на поверку это оказывается неправдой.
По словам Шары, в алматинском регионе немало таких людей, которые являются сторонниками деструктивных религиозных течений, но они отрицают это, потому что их лидеры-проповедники учат их, чтобы они не признавались в этом, а просто говорили, да, мы придерживаемся традиционного ислама, хотя на самом деле это не так. То есть учат обманывать. Они считают, что в данном случае ложь оправдана.
Но специалисты центра реабилитации и консультации, конечно же, могут сразу определить, правду они говорят или лгут и стараются оказать таким женам соответствующую помощь, в том числе теологическую, открыть им глаза, где истина, а где ложь.
- Самая большая сложность в реабилитационной работе – это работа с теми женщинами, которые придерживаются веры только по настоянию своих мужей, - говорит Шара. - С женщинами, которые начинают носить хиджаб или никаб только под давлением мужа. И таких женщин много. Одна из них – Риза.
Всего в этом году в алматинский центр реабилитации и консультации обратилось более 130 женщин. Работа с ними продолжается.
Автор:Торгын Нурсеитова