На глобальном рынке авиаперевозок лишь немногие компании удостаиваются высшей оценки экспертов, подтверждающей их выдающийся сервис и непревзойдённые стандарты.
Согласно свежему аналитическому обзору от Skytrax, авторитетной организации в сфере авиации, всего 10 авиаперевозчиков заслужили почётный статус 5-звёздочных, информирует vkurse.kz со ссылкой на energyprom.kz.
Престижная рейтинговая система Skytrax World Airline Star Rating, действующая с 1999 года, признанная во всём мире эталон оценки качества услуг авиакомпаний. Эксперты организации присваивают перевозчикам от 1 до 5 звёзд, основываясь на комплексном аудите, который охватывает все аспекты обслуживания – от удобства в аэропорту до уровня комфорта на борту воздушного судна. В этом году под пристальным вниманием аналитиков оказались 230 авиакомпаний, каждая из которых была детально изучена по множеству критериев.
Казахстанские авиаперевозчики также оказались в поле зрения экспертов. Четыре звезды получили Air Astana, предоставляющая услуги полного спектра, и её бюджетный аналог FlyArystan. Этот результат особенно примечателен, учитывая, что на мировой арене всего 65 авиакомпаний могут похвастаться четырёхзвёздочным рейтингом, причём 48 из них работают в сегменте полносервисных перевозчиков, а 15 – в бюджетном сегменте.
Что касается казахстанских аэропортов, то их положение пока не столь впечатляющее. Воздушные гавани Алматы и Астаны были удостоены лишь трёх звёзд, причём аэропорт южной столицы получил низкую оценку по таким показателям, как удобство навигации, качество инфраструктуры для отдыха и доступность точек питания. В столичном аэропорту серьёзной критике подверглась детская игровая площадка, получившая минимальный балл.
Несмотря на существующие проблемы в инфраструктуре, авиационная отрасль Казахстана демонстрирует динамичный рост. За 2024 год количество перевезённых пассажиров достигло 14,7 млн человек, что на 10,6% превышает показатели предыдущего года. Лидером по пассажиропотоку стал Алматы: через этот аэропорт прошло 5,3 млн человек, что на 17,2% больше, сравнивая с 2023 годом. Следом идут Астана, Шымкент, вдобавок Мангистауский и Атырауский регионы. Наименьший спрос на авиаперевозки сохраняется в Акмолинском, Жетысуском и Улытауском регионах.
Не менее впечатляющую динамику продемонстрировал и сектор грузовых авиаперевозок: за 2024 год объём транспортировки грузов и багажа вырос на 17,1%, достигнув 27,9 тыс. тонн, а грузооборот возрос на 22,3% и составил 65,7 млн ткм.
Финансовые показатели отрасли также идут вверх: совокупная выручка авиакомпаний достигла 833,5 млрд тенге, что значительно выше 745,1 млрд тенге, зафиксированных годом ранее. Из этой суммы 818 млрд тенге пришлось на пассажирские перевозки, а 15,5 млрд тенге – на грузовые и багажные перевозки. Дополнительный доход в размере 12,1 млрд тенге был получен от аренды воздушных судов вместе с экипажем.
Однако позитивные тенденции омрачает рост стоимости авиаперевозок. В декабре прошлого года средняя стоимость авиабилетов повысилась на 1,9% за месяц и на 10,1% в сравнении с таким же периодом прошлого года. Наибольший скачок стоимости остается в ЗКО (7,3%), ВКО (6,8%) и Мангистауском (3,8%) регионах. В Акмолинском, Костанайском регионах и СКО – цены сохранились стабильными. В Карагандинском регионе авиабилеты подешевели на 3,4%, в Алматы – на 3,3%, а в Павлодарском регионе стоимость перелётов упала сразу на 11%.
Годовые показатели роста цен также вызывают вопросы: в Астане билеты подорожали на 23,9%, в Жамбылской области – на 20,7%, а в Шымкенте – на 19%. В Жетысуской области ценовая динамика осталась неизменной, а в Карагандинской области и Алматы было зафиксировано снижение стоимости авиаперелётов.