Объем производства в автомобильной отрасли Казахстана в 2024 году достиг внушительных 1,9 триллиона тенге, что на 100 миллиардов больше прошлогоднего результата.
Основным локомотивом отрасли стала Костанайская область, где производственные мощности завода Allur обеспечили свыше половины совокупного выпуска — свыше 1 триллиона тенге, информирует vkurse.kz со ссылкой на energyprom.kz.
Вслед за ней расположился Алматы, где заводы Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto произвели продукции на 567,9 миллиарда тенге, а Карагандинский регион, где функционирует завод QazTehna, внесла в общий объем 130,6 миллиарда тенге.
На долю других насеянных пунктов приходится немногим более 10% от совокупного выпуска автомобилей, прицепов и полуприцепов.
Автомобильное производство остаётся центральной силой в машиностроении страны, формируя 41% от общего объёма отрасли и примерно 8% всей обрабатывающей промышленности страны. В Костанайском регионе вклад автопрома составляет впечатляющие 85,2% машиностроения и около половины региональной промышленности. В Алматы автопром занимает 72,3% отрасли машиностроения и приблизительно треть обрабатывающего сектора города.
Рост инвестиций в предыдущем году также подчёркивает значимость автопромышленности: в сектор было вложено 189,8 миллиарда тенге, что в 21 раз превышает показатель 2019 года и более чем в пять раз больше уровня 2023 года.
В натуральном выражении за год в республике выпустили 144,7 тысячи автомобилей, что на 2% меньше, если сравнивать с годом до этого. Основная доля производства принадлежит Allur — 90,5 тысячи автомобилей, на 0,3% больше, в сравнении с 2023 годом. Это предприятие стабильно удерживает 61–63% доли рынка последние четыре года.
Завод Hyundai Trans Kazakhstan занял 31,4% рынка, выпустив 45,4 тысячи автомобилей, что на 7,1% меньше в сравнении с 2023 годом. Другие автопроизводители в совокупности произвели 8,8 тысячи автомобилей, что соответствует 6,3% рынка.
Вопреки снижению производства, продажи автотранспорта увеличились на 3,2% и достигли 205,1 тысячи единиц за год. Ключевую роль в этом сыграл четвёртый квартал 2024 года, когда реализовано 68,1 тысячи автомобилей — на 26,1% больше, по сравнению с третьим кварталом, и на 12,2% больше такого же периода 2023 года.
Лидером продаж стал Allur, который занял 42,6% рынка в четвёртом квартале. Astana Motors удерживает 37,6%, а Orbis Auto и Toyota Motor Kazakhstan — 5,8% и 5,4% соответственно.
В годовом разрезе Allur охватил 38,3% рынка, Astana Motors — 40,9%, а на Orbis Auto и Toyota Motor Kazakhstan приходится 6,2% и 2,8%.
В 2024 году на рынке доминировали два дистрибьютора — Astana Motors и Allur. Тройку лидеров составили марки Hyundai (44,2 тысячи единиц), Chevrolet (30,9 тысячи) и Kia (23 тысячи). Среди моделей абсолютным фаворитом остался Chevrolet Cobalt, разошедшийся тиражом 26,5 тысячи экземпляров.
Другие популярные модели включают Hyundai Tucson (22,4 тысячи единиц) и Kia Sportage (8,8 тысячи). Бренды JAC, Jetour, Chery, Haval и Changan также укрепили свои позиции, продемонстрировав стабильный спрос среди покупателей.