Эта инициатива стала ключевым элементом в борьбе с мошенническими схемами, от которых страдает всё больше казахстанцев.
За первые шесть месяцев своей работы антифрод-центр, созданный Национальным банком Республики Казахстан, заблокировал подозрительные транзакции на сумму почти миллиард тенге, защищая финансовые интересы граждан, информирует vkurse.kz со ссылкой на finprom.kz.
Запущенная в июле 2024 года, платформа представляет собой цифровую систему, которая позволяет в настоящее время обнаруживать и предотвращать сомнительные операции. Банки-отправители и банки-получатели совместно отслеживают подозрительные транзакции, что позволяет остановить их ещё до завершения. Если деньги уже списаны, центр блокирует их передачу конечному получателю, чаще всего злоумышленнику.
На декабрь прошлого года центр зафиксировал 11,7 тысяч инцидентов мошенничества, 65,5% из которых были выявлены благодаря сотрудничеству с правоохранительными органами. Другая информация поступала от банков, платёжных систем и сотовых операторов.
Данные Национального банка показывают, что основная часть заблокированных средств — 760,9 миллионов тенге (78,7%) — была остановлена ещё на стадии отправки. Банки-получатели смогли предотвратить передачу ещё 206,1 миллиона тенге.
По данным антифрод-центра, наиболее распространённый способ обмана — телефонные мошенничества, на которые приходится 25,5% случаев. На втором месте — схемы лжеинвестирования (18,9%). Соцсети и мессенджеры также становятся платформами для махинаций, занимая 17,6% от общего числа зафиксированных случаев.
Менее частыми, но всё же значимыми остаются схемы фиктивных продаж и сайты-«зеркала». Преступники адаптируются к новым условиям: с появлением антифрод-центра они начали представляться его сотрудниками, требуя личные данные под предлогом «защиты» от мошенников.
Национальный банк подчёркивает: специалисты антифрод-центра никогда не связываются с частными лицами напрямую. Они работают исключительно с финансовыми организациями, а любые запросы данных от их имени — это ловушка мошенников.
Несмотря на успехи, общий ущерб от интернет-мошенников продолжает расти. В 2024 году казахстанцы потеряли 11,4 млрд тенге, это в 2,8 раза превышает показатель 2023 года. Большая часть пострадавших — это физлица, переведшие преступникам 11 миллиардов тенге. Среди пострадавших оказались также юридические лица и госорганизации, потерявшие 385 миллионов и 8,4 миллиона тенге соответственно.
К сожалению, вернуть украденные деньги удаётся далеко не всегда. Лишь 36,6% похищенных средств были возвращены владельцам. Примерно две трети сумм, превышающих 7 миллиардов тенге, так и остались в руках преступников.
Проблема осложняется низкой раскрываемостью преступлений: по данным Генеральной прокуратуры РК, в 81,8% случаев уголовные дела закрываются из-за невозможности установить личность преступника.
Антифрод-центр демонстрирует, что технологические решения могут быть эффективным барьером на пути мошенников. Однако для значительного улучшения ситуации требуется усиленное сотрудничество финансовых институтов, правоохранительных органов и самих граждан.