Ситуация с аэропортом в Астане, которому предстоит вернуться под управление государства уже в ноябре, может казаться одной из множества рутинных историй, однако за сухими строками официальных документов скрываются проблемы, которые сложно обойти вниманием.
Изначально, в ноябре предыдущего года, казалось, что передача акций «Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев» в руки турецкой компании «Terminals Astana Airport Management» на год без возможности выкупа может быть своеобразным спасением для столичной воздушной гавани, сообщает vkurse.kz со ссылкой на CMN.kz.
Контракт, подписанный комитетом госимущества и приватизации Министерства финансов, оставил за государством все контрольные рычаги, и предполагалось, что, если условия договора будут выполнены, контракт автоматически продлят.
Однако реальность оказалась далеко не столь гладкой, как ожидалось. Две компании из ОАЭ, которые первоначально управляли аэропортом, TALC INVESTMENT L.L.C. и TERMINALS HOLDING-SOLE PROPRIETORSHIP L.L.C., внезапно уступили место одной — Terminals Holding. Этот неожиданный поворот не остался незамеченным в государственных кругах, и, по словам представителей министерства, вопрос о продлении договора находится на рассмотрении.
Обещания, данные инвесторами, звучали довольно убедительно: капитальные ремонтные работы взлётно-посадочной полосы, расширение грузовых терминалов и увеличение пассажиропотока до 20 операций на час. Планы по увеличению грузопотока выглядели вполне реальными, если бы не задержки и организационные проблемы, которые начали всплывать уже через несколько месяцев. Один из ключевых аспектов — ремонт взлетно-посадочной полосы, обещанный на апрель, начался лишь в мае, нарушив намеченные сроки.
Тем не менее, этим аэропорт не ограничился. Уже в январе новая команда управляющих столкнулась с протестами сотрудников, которые требовали улучшения условий труда и новогодних премий. Конфликт удалось уладить, однако он оставил тень сомнений по поводу способности нового руководства эффективно управлять комплексом.
С течением времени всплыли и другие неприятности. В феврале пожар в серверной части терминала No 2 заставил эвакуировать пассажиров и задержать 18 рейсов. А вскоре в июле на аэропорт обрушился сильный дождь, и крыша терминала не выдержала, что стало причиной курьезной ситуации: музыканты, выступавшие в здании, вынуждены были продолжить концерт прямо в лужах.
Впрочем, для пассажиров аэропорта неприятности на этом не закончились. В октябре была увеличена плата за парковку: теперь за первую линию нужно заплатить 15 тысяч тенге за час, а за высадку и посадку пассажиров — 300 тенге. Эти изменения вызвали недовольство среди пользователей аэропорта, которые считали повышение цен неоправданным.
Проблемы продолжали накапливаться, в августе несколько самолетов разных авиакомпаний повредились на территории аэропорта. Boeing 737 авиакомпании SCAT повредился настолько, что это вызвало изменение расписания вылетов на двадцать рейсов. Самолет FlyArystan пострадал в связи с неправильной установкой трапа, а Air Astana столкнулся с повреждением самолёта во время шторма.
Также всплыли судебные разбирательства и долги аэропорта. Компании пришлось выплатить значительные суммы за электроэнергию и нефтепродукты, вдобавок решать споры с арендаторами. Помимо этого, инвесторы попытались осуществить выселение семьи экс работников с несовершеннолетними детьми из служебной жилплощади, что вызвало общественный резонанс.
В апреле 2024 года столичные пожарные проводили внеплановую проверку, обнаружив серьёзные нарушения пожарной безопасности, которые управляющим аэропорта поручили устранить до мая. Однако финансовые трудности компании усугублялись: было выявлено нарушение на сумму более 429 миллионов тенге, из которых 395 миллионов подлежали возмещению в бюджет.
Планы по развитию аэропорта включали в себя амбициозные цели: от использования биометрических данных и разработки новой стратегии грузоперевозок до включения в топ-10 мировых аэропортов в своей категории. Однако реализация этих замыслов остаётся под вопросом, поскольку решение о пролонгации договора с управляющей компанией ещё не принято, и перспективы аэропорта на ближайшие годы остаются неясными.
Таким образом, воздушная гавань столицы Казахстана оказалась на перепутье. То, что начиналось как перспективное сотрудничество с иностранными инвесторами, вскрыло массу проблем, связанных с долгами, пожарами, протекающими крышами и повреждёнными самолетами. Теперь остаётся лишь надеяться, что все эти неурядицы не приведут к окончательному коллапсу стратегически важного объекта для страны.