Великая степь и экологичная экономика: депутат Абиль предлагает новый образ Казахстана

Фото: Pixabay 2024-10-16 08:13:00

Мажилисмен Абиль рассказал, как улучшить узнаваемость и образ Казахстана в мире может экологичная экономика, продвижение социальных практик номадов и кинематограф.

В рейтинге лучших стран мира по версии US News, Казахстан из 89 оцениваемых стран занял 83 место. Ранжирование осуществлялось на основе комплексной оценки по 73 показателям в таких областях, как культурное влияние, гибкость, историческое наследие, открытость для бизнеса, качество жизни, политический вес. Редакция Vkurse.kz связалась с экспертами в данных областях, чтобы узнать, как Казахстану улучшить свои показатели. 

Согласно данным US News, по параметру «Культурное наследие» Казахстан занял 87 место, а по «Узнаваемости в мировом пространстве» — 80. О причинах такого положения нашей страны в рейтинге по этим областям рассказал профессор Абиль Еркин, доктор исторических наук и депутат Мажилиса Парламента РК. 

Стереотипы

Абиль считает — Казахстан до сих пор воспринимается как часть бывшего Советского Союза. Этому способствует специфический «постсоветский» архитектурный образ наших городов, господство русского языка, особенно у казахстанцев за рубежом, стереотипы поведения. 

«Именно на этом и был построен небезызвестный фильм „Борат“, отражающий „их“ представления о „нас“. Мы до сих пор не воспринимаемся в массовом сознании европейцев или американцев как уникальная, самобытная, неповторимая культура», — отметил профессор.

По его мнению, изменения происходят, но сфера общественного сознания обладает сильной инерцией. 

Добавляет проблем и приставка «-стан», которая сама по себе нейтральна, просто переводится с фарси как «страна» и традиционна для центральноазиатского региона.

«Однако международный терроризм афганского разлива придал ей негативный оттенок. В атлантическом мире любая страна, название которой заканчивается на „-стан“, воспринимается как отсталая азиатская страна, в которой нет прав человека, науки, образования, но есть мрачные бородатые мужчины в чалмах и забитые, покорные женщины в чадрах», — отметил Абиль. 

Доктор наук считает, что именно поэтому так удивляются немногочисленные европейские и американские блогеры и путешественники, приезжающие в нашу страну и сталкивающиеся с реальностью, далекой от стереотипов. 

«Однако в Казахстан приезжают в лучшем случае тысячи, на общественное сознание влияние имеют десятки, а стереотипы в головах у миллионов», — уверен депутат.

Образ страны в мире

Единственный способ сформировать положительный образ Казахстана в мире и увеличить узнаваемость нашей страны, считает Абиль — воздействовать на массовую культуру «мягкой силой». 

«Яркий пример — творчество Димаша, сделавшего для продвижения казахстанской культуры на мировом уровне в несколько раз больше, чем Министерство культуры, спорта и туризма с АО „КазахТуризм“ вместе взятые», — отметил доктор наук.

Однако, Абиль уверен, что «Димашей не может быть много». Кроме того, у него достаточно узкая целевая аудитория ценителей хорошего вокала. 

Депутат считает, что на постсоветском пространстве казахстанская креативная индустрия уже заняла прочное место, узнаваемость Казахстана гораздо выше, чем была в советское время — благодаря нашим комикам и музыкантам. 

«Однако, чтобы выйти за пределы постсоветского мира, казахская культура должна стать интернациональной, сохранив при этом национальный образ», — подчеркнул Абиль. 

Депутат считает, что для этого она должна заговорить на других мировых языках, кроме русского. Необходимо также делать ставку на разные сферы, в первую очередь, на массовую культуру, в том числе, кинематограф. 

«Именно кинематограф способен сформировать систему смыслов о Казахстане, действующую на подсознательном уровне, чтобы у каждого человека при слове „Казахстан“ возникал определенный положительный образ», — предположил доктор наук. 

Абиль полагает, что наша страна может воспользоваться востребованностью в мировой массовой культуре формата исторических сериалов, используя образы Великой степи, великих номадических империй, Золотой Орды.

«Один-два продукта не изменят ситуацию, но массовое производство способно привлечь избалованного зрителя» — считает профессор. 

Национальный бренд и культура будущего

Однако в этом процессе есть свои сложности.

«Для того, чтобы сформировать, а главное, продвигать на мировой арене национальный бренд, надо вначале определиться, что это такое. Ощущение, что мы пока не поняли, что именно мы хотим продвигать», — заметил депутат. 

Он привел в пример Японию, где сакура, самураи и кимоно — это символы, элементы национальной культуры, которые прочно ассоциируются с ней. 

«У нас таковым может стать образ всадника-номада. Не полуголого дотракийца, а представителя древнейшей культуры, приручившего лошадь, разработавшего оригинальную систему письма, придумавшего штаны, седло», — предложил Абиль.

Профессор считает, самое главное — необходимо показать, что это не культура прошлого, а культура, обладающая потенциалом, культура будущего. Например, сделать акцент на экологичности номадного способа производства, сочетающего подвижное скотоводство с поливным земледелием, вписанным в природные ландшафты и не берущим от природы ничего сверх необходимого. 

«Что может быть более футуристичным, чем экологичная экономика?» — спросил депутат.

Также Абиль полагает, что можно рассказать миру о социальных практиках номадов, способных преодолеть главную социальную проблему человечества — отчужденность личности от социума, рожденную агрессивной урбанизацией западного мира. Показывать казахские обычаи взаимопомощи и гостеприимства не как реликты общинного строя, а как форму социального страхования.

Казахская культура, как считает доктор наук, может быть интересна для заваленного разнообразной, но не систематизированной информацией обывателя любой страны мира. 

«Для этого нам надо избавиться от образа коррумпированного постсоветского государства „это бывшая часть России“ и избежать скатывания в образ архаичного клерикального общества „это какой-то -стан“», — резюмировал Абиль.