За последний год в Казахстане наблюдается резкий скачок в числе электромобилей: количество этих машин увеличилось более чем в два раза – с 4670 до 10 674.
Самая высокая концентрация электрокаров зафиксирована в Алматы – здесь на дорогах можно встретить около 6300 таких транспортных средств. В столице страны, Астане, число электромобилей достигает 1400, а в Абайской области их всего 25, передает vkurse.kz со ссылкой на Optimism.kz.
С ростом популярности электрического транспорта у казахстанцев возникают новые вопросы, связанные с его страхованием. Для владельцев электрокаров, как и для тех, кто предпочитает машины с бензиновыми двигателями, стоимость обязательной страховки (ОГПО ВТС) остается одинаковой, так как она регулируется государством. Однако ситуация с каско кардинально отличается: здесь страховые компании могут устанавливать индивидуальные условия для каждого владельца электромобиля.
В страховой компании Jusan Garant объяснили, что для электрокаров страховые заявки проходят через процесс андеррайтинга – тщательную оценку рисков. Это необходимо, чтобы компания могла предложить условия страхования, которые она готова обеспечить, принимая на себя ответственность за дорогостоящие авто. Как отмечают в компании, полис каско для электромобилей обходится на 10-35% дороже аналогичного полиса для автомобилей с бензиновыми двигателями.
Причины этой разницы кроются в высокой стоимости самих электромобилей и сложности их устройства. В отличие от машин с ДВС, электрический транспорт оснащен новейшими технологиями – автопилотами, датчиками, аккумуляторами и электродвигателями, стоимость которых значительно выше. Особенно дорого обходится ремонт или замена аккумуляторных батарей, которые часто становятся главной головной болью владельцев при авариях. Добавим к этому ограниченное количество запчастей, особенно для новых или редких моделей, и становится очевидным, почему восстановление таких авто после аварии стоит так дорого. Иногда ремонт бывает настолько сложным, что автомобиль признают «тотальным» — восстановлению не подлежит, что в свою очередь увеличивает выплаты страховых компаний.
По словам Лауры Утековой, директора департамента андеррайтинга в Jusan Garant, основная сложность для страховщиков заключается в том, что электромобили всё ещё остаются относительно новой категорией транспорта. Страховые компании не располагают достаточным объемом данных о частоте и размерах убытков, что характерно для автомобилей с ДВС. Из-за отсутствия этой статистики компании вынуждены перестраховываться, устанавливая более высокие тарифы.
Важную роль в формировании стоимости каско играет и обслуживание электромобилей. Специальное оборудование и узкопрофильные специалисты, необходимые для работы с такими машинами, пока доступны в ограниченном количестве в Казахстане. Это усложняет процесс урегулирования убытков и увеличивает расходы страховой компании.
Лаура Утекова также добавила, что ремонт электромобиля может затягиваться на длительный срок из-за необходимости заказа запчастей из-за рубежа, что существенно увеличивает время восстановления машины. К тому же электромобили оснащены сложными системами управления, для диагностики и ремонта которых требуется особая квалификация. Нехватка специалистов в этой области, по её словам, ещё больше усложняет и удлиняет процесс ремонта, что, в конечном итоге, сказывается на размере страховых выплат и стоимости страхового полиса.
Таким образом, дороговизна каско для электрокаров в Казахстане обусловлена множеством факторов: высокой стоимостью самого автомобиля, сложностью его ремонта, дефицитом запчастей и специалистов, а также недостатком статистических данных для точной оценки рисков. Все эти аспекты делают электромобили не только экологически чистыми и технологически передовыми, но и дорогими в страховании.