Эксперты оценили развитие отношений между РК и Монголией.
Руководитель исследовательского центра A+Analytics Фархад Касенов считает, что политические взаимоотношения Казахстана и Монголии развиваются гораздо динамичнее, чем торговые.
«Существует дисбаланс: в политическом отношении мы считаемся соседями, хотя у нас и нет общей границы. Мы считаемся близкими братскими народами с общими тюркскими предками. Еще более близкий характер нашим отношениям придают культурные связи. Большая диаспора казахов проживала и ныне проживает на территории Монголии. Казахские этнические переселенцы (раннее их называли оралманами, теперь – кандасами) составляют очень большой процент для такой небольшой страны, как Монголия», — заметил эксперт.
По его словам, казахи в Монголии могут занимать государственные посты, в стране нет дискриминации по национальному признаку и сильного разделения. Кроме того, «в последние годы Монголия активно развивается и в экономическом, и в политическом отношении». Как отметил специалист, в экономическом плане у нее «очень открытый рынок, есть такие партнеры, как Япония, Китай и Южная Корея.
«В политическом отношении страна довольно демократична. В этом отношении Монголия особенно интересна Казахстану, который также стремится сейчас к демократическому устройству», — подчеркнул он.
При этом эксперт считает нынешние торговые отношения Казахстана и Монголии «незначительными». Но напомнил, что на полях саммита ШОС было озвучено, что торговый оборот между странами может вырасти до 500 млн долларов.
«Торговля между нами стандартная: торгуем пищевыми продуктами. Монголия поставляет мясо, кожевенные изделия. А мы экспортируем пшеницу» — рассказал Касенов.
Директор «Центра изучения стран Азии С5+» Куат Домбай считает примечательным, что Казахстан экспортирует в Монголию большое количество готовой продукции, в частности, табачные, кондитерские и мучные изделия, пищевые продукты (шоколад, кофе), масленичные изделия, семена рапса, двигатели и другие изделия машиностроения.
«Мы в свою очередь импортируем кожные, шерстяные и мясные изделия, ковры, кашемир, также сборные строительные конструкции. Отдельно хочется отметить тот факт, что по экспорту кашемира Монголия является мировым лидером, имея более 45% общемирового производства кашемира (в 2020 году страна экспортировала 9700 тонн кашемира в 155 стран мира). И это, несомненно, представляет большой интерес для Казахстана в части обмена опытом и развития собственной переработки в животноводстве», — рассказал он.
Политолог Жумабек Адилбекович также отметил, что в плане экономики «связи между Казахстаном и Монголией развиты относительно слабо», как и инвестиционные потоки, которые остаются «на минимуме».
«Также следует на посмотреть на взаимный туризм. Ежегодно Монголию посещает примерно 600 тысяч туристов, но из них львиная доля — это россияне, китайцы, граждане Южной Кореи. Из казахстанцев каждый год около 16 тысяч туристов — это небольшая цифра. Может, в пределах 20 тысяч монгольских туристов посещают Казахстан, и это также немного», — привел данные эксперт.
Он заметил, что между Монголией и Центральной Азией нет прямой границы (36 км разделяют территорию России, Китая, Монголии и Восточного Казахстана). А так как нет прямой связи, вся торговля идет в основном через российскую территорию, часть товаров перевозят через Китай. Эта сложная логистика приводит к тому, что товары дорожают, что влияет на ценовую конкурентоспособность.
«Но в тоже время нельзя все сводить только на географию. Казахстан, например, больше, чем с Монголией торгует с Тайванем, хотя эта страна условно на другом континенте находится. Еще один фактор, влияющий на невысокий уровень торговых отношений — это схожая структура наших экономик. Казахстан и Монголия в основном экспортируют сырье», — отметил собеседник Vkurse.kz.
Он отметил, что «выход в Центральную Азию Монголия развивает именно через Казахстан».
«Географически нас разделяет лишь кусочек земли в 36 км. В последние годы монгольская сторона, монгольское государство все больше смотрит в регион Центральной Азии. В предыдущие годы Монголия позиционировала себя, как часть Восточной Азии (к ней относятся Южная Корея, Япония и Китай). Но в последнее время Улан-Батор видит новые возможности именно в ЦА. Потому что по ключевым характеристикам Монголия больше похожа на среднеазиатские государства», — пояснил эксперт.
Он привел в пример тот факт, что Монголия, как и другие страны ЦА, не имеет доступа к мировому океану, имеет схожую структуру экономики, похожу на Казахстан и не только. А в плане демографии Монголия является одной из наименее густонаселенных стран. Казахстан схож с ней и в этом.
«Нынешние монгольские власти понимают, что центральноазиатский трек имеет потенциал. Они пытаются развивать его совместно и с Восточной Азией» — сказал политолог.
Фархад Касенов отметил, что развитию отношений Казахстана и Монголии, особенно экономических, мешает отсутствие общей дороги.
«Есть очень дальний путь (1600 км), это окружной путь преимущественно через Россию. Теперь для развития и диверсификации отношений рассматривается улучшение авиасообщения, железнодорожного сообщения и автомобильных дорог. Теперь, например, рейсы могут увеличиться до 4 дней в неделю. Железную дорогу пока не строим: рельеф гористый, напрямую дорогу не проложить. Но можно опять же через Россию и Риддер провести ее», — перечислил варианты эксперт.
По его мнению, в России «не очень хорошо воспринимают усиление отношений Казахстана и Монголии». А прямой путь «означает прямое действие, минуя посредников».
«Посредником всегда хочется быть, потому что это — и деньги, и дополнительное влияние, оказанное на участников. Поэтому данная дорога учитывает современные политические реалии: она проходит через Россию, хотя и будет короче предыдущего пути почти в два раза. Она в любом случае усилит взаимоотношения между Казахстаном и Монголией», — уверен специалист.
Он подчеркнул, что «выгода будет обоюдная: наращивание товарооборота, а также можно будет создать торговый треугольник Казахстан-Монголия-Китай».
«Несмотря на то, что ранее в истории мы считались соперниками, сейчас мы, тюркские народы, должны помогать друг другу. Выгода будет и культурная, и социальная, и экономическая. Правда, напрямую дорогу мы пока построить не можем: это затратно и сложно по политическим причинам. Это задача следующих 20 лет», — считает Касенов.
Жумабек Адилбекович считает, что тот факт, что торговля между Казахстаном и Монголией не развита, вовсе не говорит о том, что нам нечем торговать друг с другом. По его мнению, вопрос в том, что «экспортеры Казахстана и Монголии слабо знакомы с экспортным рынком друг друга, но потенциал для наращивания торговли не реализован.
«В этом плане открытие дороги должно помочь. Монголия тоже активно поставляет мясо, конину. Помимо животноводства, Монголия может экспортировать текстильные изделия. Важно, чтобы две страны познакомились с бизнесом друг друга, изучили ниши на рынке. Но следует понимать, что есть препятствующий фактор в виде языкового барьера. В Монголии уже не так хорошо владеют русским языком. Нет такого, что нам нечем торговать. Наоборот, нужно открывать и изучать эти возможности. Строительство дороги должно позитивно повлиять на эту связь», — полагает эксперт.
Согласно данным Куата Домбая, в Монголии на сегодняшний день проживают более 130 тысяч казахов. Они «представляют крупнейшее этническое меньшинство или почти 4% населения страны».
«Значительное удешевление автотранспортного сообщения несомненно будет иметь большой эффект в развитии отношений между двумя странами не только в экономике. Между нашими государствами активно развиваются культурные и образовательные связи. Казахстан представляет гранты для монгольских студентов, а для школьников и детей из Монголии организуются летние лагеря в Бурабае и Риддере. В Улан Баторе проходили дни казахстанского кино, а в национальном музее в Улан Баторе открыт уголок Казахстана», — рассказал эксперт.
Он напомнил, что текущее дорожное сообщение между Монголией и Казахстаном проходит через российский Барнаул и составляет 1604 км.
«Проект новой дороги из Усть-Каменогорска, через Риддер и российский населенный пункт Туэкта до границы Монголии составит 837 км. Сокращение автодорожного пути почти в два раза, несомненно, значительно сократит не только время поставки грузов, но и стоимость, что положительно скажется на дальнейшем развитии двусторонних экономических отношений. Более того, казахстанская часть дороги длинной в 189 км уже завершена. И решение — за российской стороной», — заключил специалист.