Эти данные, отражают положение дел в образовательной и исследовательской сферах страны.
Казахстан, оказавшись на 74-й позиции среди 133 стран в мировом рейтинге знаний за 2023 год с индексом 45,6, не достигает среднего показателя в 47,54, информирует vkurse.kz со ссылкой на energyprom.kz.
Индекс знаний, представляющий собой комплексный показатель, включающий семь субиндексов, охватывающих такие области, как образование, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), научные исследования, разработка технологий, и состояние экономики в целом, вновь показал разрыв между Казахстаном и многими его соседями.
На карте постсоветского пространства Казахстан уступает таким государствам, как Украина, Армения, Молдова, Россия и Беларусь. Тем не менее, он опередил Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Азербайджан. В глобальном же масштабе лидером, как и ранее, остаётся Швейцария с впечатляющим индексом 69,1.
Финляндия, Швеция, Нидерланды и США также оказались в первой пятёрке лучших.
Инвестиции в материальную базу образования в Казахстане за январь-август текущего года достигли впечатляющей суммы в 414,9 млрд тенге, что на 69,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Реальный прирост капитальных вложений составил 66,3%. Львиная доля этих средств, а именно 363,6 млрд тенге (или 87,6% всех инвестиций в образование), была направлена на финансирование среднего образования. Вложения в дошкольное и высшее образование составили 17,4 млрд и 10,1 млрд тенге соответственно.
Финансирование в основном осуществлялось за счёт республиканского бюджета, откуда поступило 198,7 млрд тенге, что в 5,8 раза больше, чем в прошлом году. Местные бюджеты также увеличили свои вложения на 10,4%, достигнув 120,2 млрд тенге. В то же время, объём инвестиций из собственных средств организаций сократился на 14,6%, а объём финансирования за счёт банковских кредитов уменьшился на 49,9%.
Таким образом, несмотря на значительные капиталовложения в образовательный сектор, Казахстан стоит перед суровой необходимостью продолжать реформы и улучшения, чтобы значительно повысить свои позиции в международных рейтингах знаний, отражающих уровень компетенций и возможностей страны на мировой арене знаний.