История Усть-Каменогорска и нереализованные архитектурные замыслы именитого зодчего

Фото: Wikipedia 2024-09-23 15:50:00

Этот талантливый архитектор, оставивший глубокий след в развитии советской архитектуры Казахстана, был также невольной жертвой политических репрессий.

В послевоенной истории Усть-Каменогорска едва ли найдется столь важная и загадочная фигура, как Николай Иванович Рипинский — мастер архитектурного проектирования, чьи идеи могли бы изменить облик города до неузнаваемости, сообщает vkurse.kz со ссылкой на ustinka.kz

Его планы, однако, так и не смогли реализоваться в полной мере, оставшись лишь чертежами и эскизами, рассказывающими о том, как мог бы выглядеть Усть-Каменогорск в ином историческом контексте.

В 1945 году Рипинского, тогда работающего в Москве и известного своими проектами для крупнейших городов СССР, неожиданно арестовали по ложному доносу. Вскоре архитектор оказался в гулаге, где провел пять тяжелых лет. После освобождения в 1950 году он был сослан в Казахстан, что стало началом его работы в Восточно-Казахстанской проектной организации "Облпроект". Так Усть-Каменогорск стал новой ареной для его творческих замыслов.

Первым проектом, с которым Рипинский столкнулся в Усть-Каменогорске, была реконструкция здания на улице Чехова, которое в 1940–1950-е годы служило местом заседаний областных властей. Архитектор добавил к изначально скромному зданию купеческого дома величественную колоннаду, придав постройке классический, даже монументальный вид. Этот проект, хоть и воплощенный, оказался одним из немногих, которым суждено было увидеть свет.

Благодаря изданной в 2006 году в Алматы биографии Рипинского, стали известны подробности проектов, которые могли преобразить Усть-Каменогорск. Например, одним из его первых замыслов в городе был профилакторий, который предполагалось построить в Панкратьевском саду. Его фасад, украшенный ажурными декоративными элементами, должен был скрыть простоту сборного общежития. Однако, как это часто бывает, дальше эскизов дело не продвинулось.

Куда больший потенциал имел проект Дома связи на пересечении двух главных улиц города — Сталина (Пролетарской) и Ушанова. В 1951 году "Облпроект" начал разрабатывать документацию для этого здания, и именно Рипинский был назначен его архитектором. Здание задумывалось как настоящий "дворец связи", с колоннами, арками и фресками, символизирующими культуру и экономику Восточного Казахстана. В 1952 году проект был одобрен на самом высоком уровне — в Министерстве связи СССР. Однако, как это часто происходило в сталинской архитектуре, вмешалась политика. Постановление 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" поставило крест на амбициозных планах, и Дом связи был построен в значительно упрощенном виде.

Интересным проектом был городской парк, который планировалось разбить на правом берегу реки Ульбы. Здесь должны были появиться павильоны в стиле сталинского ампира, а также другие элементы для культурного досуга горожан. Однако и этот проект остался лишь на бумаге.

Еще одним примером нереализованного проекта Рипинского был Усть-Каменогорский сельскохозяйственный техникум. Здание, которое планировалось построить в 1951 году, должно было стать настоящим шедевром архитектуры: трехэтажный корпус с барельефами и шпилем, символизирующий советское аграрное будущее. Однако бюрократическая машина замедлила реализацию проекта, и в конечном итоге его постигла участь многих советских замыслов — он был отложен на неопределенный срок, а затем и вовсе забыт.

Покинув Усть-Каменогорск в 1953 году, Рипинский обосновался в Алма-Ате (ныне Алматы), где его талант получил должное признание. Здесь он сыграл ключевую роль в формировании облика столицы Казахской ССР, создав такие знаковые здания, как гостиница "Алма-Ата" и Дворец Республики. Множество молодых архитекторов стекались в Алма-Ату, чтобы работать под его началом и перенимать опыт. Хотя Рипинский так и не вернулся в Москву, где ему предлагали престижные должности после реабилитации, именно Казахстан стал для него настоящим домом и местом творческого расцвета.

Таким образом, несмотря на то, что Усть-Каменогорск не получил полной выгоды от его проектов, наследие Николая Ивановича Рипинского продолжает жить — как в зданиях, что всё же были построены, так и в чертежах, которые дают представление о том, каким мог быть этот город в другое время, при других обстоятельствах.