Большинство поправок вступило в силу 1 января, другие вступят с 1 марта.
С 1 января 2022 года вступили в силу новые поправки в Налоговый кодекс.
Комитет государственных доходов подготовил для LS перечень ключевых изменений в новом году.
Через это приложение физическим лицам будут предоставляться сведения об исчисленных суммах налоговых обязательств по земельному налогу, налогу на имущество, на транспортные средства физлиц и имеющейся сумме задолженности. А также вручаться уведомления о сумме исчисленных налоговым органом налогов.
Внедрение специального налогового режима с использованием мобильного приложения е-Salyq Business (с 1 января)
С 1 января 2022 года вводится новый специальный налоговый режим (СНР) для индивидуальных предпринимателей с использованием специального мобильного приложения e-Salyq Business.
Мобильное приложение должно обеспечить упрощение исполнения налоговых обязательств предпринимателей. Так, предусматривается, что посредством этого приложения будут обеспечены простая онлайн-регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, расчет налогов и социальных платежей, отмена представления формы налоговой отчетности для лиц, применяющих указанный специальный налоговый режим.
Срок исковой давности для субъектов крупного предпринимательства (с 1 января)
Срок исковой давности в пять лет будет распространяться на субъектов крупного предпринимательства, отнесенных к такой категории субъектов в соответствии с Предпринимательским кодексом.
Изменение сроков исполнения обязательства по уплате налогов (с 1 января)
Поправки предусматривают предоставление рассрочки по уплате налогов и плат на срок более одного года только под залог недвижимого имущества налогоплательщика и/или третьего лица и/или под банковскую гарантию.
Но при этом не может быть предметом залога единственное жилище физического лица, индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой.
Упрощение порядка прекращения деятельности плательщиков НДС (с 1 января)
Будет применятся упрощенный порядок ликвидации к плательщикам НДС, которые, согласно данным налоговой отчетности, не осуществляли предпринимательскую деятельность в период срока исковой давности.
Будет установлен предельный порог налоговой задолженности для ареста счетов в размере более 6 МРП (с 1 января).
Банки наделяются правом проводить расходные операции по счету до отзыва распоряжения налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика при погашении указанной в нем задолженности.
В понятие "денежные расчеты" включаются в том числе расчеты с использованием мобильных платежей.
Вводится в целях применения онлайн-ККМ при денежных расчетах за приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых посредством мобильных платежей.
Кроме того, статья 27 Предпринимательского кодекса дополняется подпунктом, предусматривающим обязанность для субъектов предпринимательства при приеме безналичных платежей на банковский счет использование текущего банковского счета, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности.
Данная поправка предусмотрена с целью предоставления возможности ИП, не являющемуся плательщиком НДС, вместо выписки ЭСФ предоставить покупателю чек он-лайн ККМ.
С 1 апреля 2021 года неплательщики НДС обязаны выписывать ЭСФ по сделкам стоимостью свыше 1000 МРП (3,06 млн тенге). И получатель товаров, работ, услуг для целей КПН подтверждает расходы ЭСФ.
При этом ранее такие расходы подтверждались бухгалтерскими документами или документами, оформляемыми в соответствии с отраслевым законодательством (накладные на товары, акты выполненных работ/оказанных услуг, платежные документы и другие).
В целях исключения дополнительных обременений для субъектов малого бизнеса предусмотрена возможность:
- для ИП, не являющегося плательщиком НДС, по гражданско-правовым сделкам на сумму более 1000 МРП вместо выписки ЭСФ предоставить покупателю чек онлайн-ККМ с указанием в чеке ИИН/БИН получателя.
- по включению в состав чека ИИН/БИН покупателя и предоставления такого чека по требованию покупателя.
Также в рамках пилотного проекта отменена обязательная выписка ЭСФ по сделкам свыше 1000 МРП.
Замена термина "акцизные марки" на "средства идентификации": в связи с запуском с 1 октября 2020 года цифровой маркировки акцизные марки заменяются на средства идентификации.
Замена терминов "виноматериал" и "пиво и пивной напиток" на "виноналив" и "пивоваренную продукцию". Поправки внесены в целях приведения в соответствие с техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции".
Введение постоплаты акциза для отечественных производителей алкогольной продукции. Постоплата акциза на водку принята во всех странах ЕАЭС. Предоплата в Казахстане ставит наших производителей в более сложные условия нежели конкурентов.
Поправками для производителей предусмотрены два способа уплаты акциза: до получения учетно-контрольных марок (УКМ) и в день ее отгрузки, при представлении обязательства о целевом использовании УКМ в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса.
В КГД отметили, что данная мера позволит оказать поддержку отечественной алкогольной продукции и сдерживанию импорта алкогольной продукции, уравняет производителей водки с производителями табачных изделий и пива, и позволит высвободить значительные оборотные средства, привлекаемые под высокую ставку у банков второго уровня.
Вводится новая иная форма государственного контроля – "прослеживаемость оборота товаров". Введение данной нормы связано с подписанием 29 мая 2019 года соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Национальной системой прослеживаемости является ИС "ЭСФ". Для налогоплательщиков предусматриваются обязанности по оформлению сопроводительных документов в виде электронных документов.
Предоставление кредитному товариществу права на вычет суммы расходов по созданию провизий (резервов) против сомнительных и безнадежных активов по предоставленным микрокредитам, а также вознаграждения по ним, за исключением активов, предоставленных взаимосвязанной стороне либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанной стороны.
Ввиду того, что все кредитные товарищества относятся к финансовым организациям, а также принимая в учет, что все кредитные товарищества, занятые в сфере финансирования АПК, относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, они обязаны формировать финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами для малого и среднего бизнеса.
С 2022 года исключены требования по выписке ЭСФ субъектами малого предпринимательства и реализующими товары в розницу конечному потребителю при условии предоставления покупателю чека онлайн-ККМ.
В целях улучшения инвестиционного климата и развития обрабатывающей промышленности субъекты малого предпринимательства в этой отрасли не облагают КПН прибыль, которая будет реинвестирована в развитие производства: приобретение или строительство зданий и сооружений производственного назначения.
На сегодня при привлечении внешних целевых займов национальной компанией конечными пользователями являются их дочерние организации. Напрямую дочерним организациям займы иностранные инвесторы не выдают. При этом выплачиваемое вознаграждение материнской компании у дочерних компаний ставится на вычет не в полном объеме. Таким образом, предоставляется право отнесения на вычеты расходов по вознаграждениям по займам, полученным дочерними организациями от национальной материнской компании.
Предусмотрено уменьшение субъектами социального предпринимательства налогооблагаемого дохода по КПН в размере произведенных расходов на оплату обучения по профессии, профессионального повышения квалификации или переподготовку по профессии работников, являющихся инвалидами, родителями или опекунами, воспитывающими детей-инвалидов, пенсионерами, выпускниками детских домов в возрасте до двадцати девяти лет, лицами, освобожденными из мест лишения свободы в течение 12 месяцев после освобождения, кандасами, но не более 120 МРП, действующего на 1 января соответствующего финансового года, на одного работника за налоговый период.
Предоставление освобождения от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Казахстан: оказании услуг назначенного оператора, оформленные едиными документами в соответствии с актами Всемирного почтового союза, по транзиту международных почтовых отправлений назначенных операторов других стран-членов Всемирного почтового союза через территорию Казахстана.
Изменения внесены в связи с исключением статьи 433 Налогового кодекса, предусматривавшей особенности возврата превышения НДС при использовании плательщиком контрольного счета НДС.
Новый инструмент торговой политики минимальный уровень цен введен для установления стоимости при исчислении НДС по импортированным товарам по перечню, устанавливаемому министерством торговли и интеграции.
В ходе мониторинга перемещаемых грузов со стран ЕАЭС органами государственных доходов выявляются многочисленные нарушения, в том числе занижение стоимости на ввозимые товары. Все эти факты приводят к потерям НДС в связи с занижением налогооблагаемой базы и ставят в неравные конкурентные условия добросовестных предпринимателей и производителей.
Введение минимального уровня цен на определенные товары из стран ЕАЭС будет способствовать предотвращению фактов занижения стоимости на ввозимые товары и позволит взимать НДС с актуальной налогооблагаемой базы.
Такая мера направлена на поддержку и защиту отечественных товаропроизводителей, также это возможность применения зеркальных мер в отношении стран, дискриминирующих казахстанский экспорт, сообщили в КГД.
Замена показателей для целей определения налогооблагаемого дохода с минимального размера заработной платы на эквивалент в минимальном расчетном показателе.
Действующее налоговое законодательство рассматривает малогабаритные фургоны как легковые автомобили, подлежащие налогообложению в зависимости от объема двигателя.
В целях снижения затрат малого и среднего бизнеса в условиях пандемии предусмотрено отнесение малогабаритных фургонов к грузовым автомобилям с порядком налогообложения в зависимости от грузоподъемности.
Так, транспортные средства категории "B" с максимальной разрешенной массой менее 3500 кг будут отнесены к грузовым автомобилям, по которым исчисление налога производится по ставкам, установленным подпунктом 2) пункта 1 статьи 492 Налогового кодекса.
Поправка предусматривает обложение кладовок, находящихся в многоквартирных жилых домах и используемых в личных целях, по ставкам, аналогичным жилищам (прогрессивная шкала), в соответствии со статьей 531 Налогового кодекса в зависимости от стоимости, определяемой "Правительством для граждан", для налога на имущество.
У физических лиц, владеющих такими кладовками, обязательство по представлению формы налоговой отчетности 700.00 не возникает.
Оценочную стоимость по таким кладовкам для целей налогообложения будет предоставлять "Правительство для граждан", исчисление и начисление налога на имущество будет производиться комитетом на основании такой стоимости.
Также данная поправка уточняет порядок обложения парковочного места. Уточняющая поправка в части признания объектом обложения налогом на имущество парковочных мест.
Преференции по налогу на имущество для субъектов социального предпринимательства (с 1 января)
Предусмотрено включение в число плательщиков налога на имущество, применяющих ставку 0,5% к налоговой базе субъектов социального предпринимательства.
Также предусмотрено право выбора в применении одной из наименьших налоговых ставок, в случае если субъект социального предпринимательства соответствует нескольким положениям пунктов 2, 3, 4 и 5 статьи 521 Налогового кодекса.
Плательщиками платы за цифровой майнинг будут являться юридические и физические лица, осуществляющие цифровой майнинг (добычу криптовалюты).
Объектом обложения платой являются объемы электроэнергии, потребленной при цифровой майнинге.
Ставка платы за цифровой майнинг составит в размере 1 тенге за 1 кВт мощности электроэнергии, потребленной при осуществлении цифрового майнинга.
Налоговым периодом для исчисления платы за цифровой майнинг является квартал, налоговая отчетность не предусмотрена.
Добавлен новый вид водных беспозвоночных животных "артемия", за которую будет взиматься плата за пользование животным миром по ставке 0,0043 МРП за 1 кг.
Установлен новый объект государственной пошлины за выдачу разрешения на постоянное проживание в Казахстане в размере 4 МРП (с 1 января).
Взимание государственной пошлины за выдачу проездного документа (с 1 января): предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу проездного документа в размере 8 МРП.
Внедрение налога на Google (с 1 января): указанными статьями определены общие положения, основные понятия, порядок регистрации, порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в связи налогообложением услуг, работ, оказываемых нерезидентом в электронном виде физическим лицам гражданам Казахстана.
Введены уточнения в порядок применения уменьшения по корпоративному подоходному налогу на 100% при реализации инвестиционного приоритетного проекта и соглашения об инвестициях, в части применения такого уменьшения при условии получения дохода посредством эксплуатации фиксированных активов, которые были введены как новые производства, расширены или обновлены в рамках инвестиционного проекта.
Раздел 21 Налогового кодекса дополнен главой 80-2 "Налогообложение лиц, заключивших соглашение об инвестиционных обязательствах", предусматривающих стабильность налогового законодательства для лиц, заключивших соглашение об инвестиционных обязательствах, при соблюдении соответствующих условий.
Распространение освобождения от уплаты КПН и ИПН на три года на лиц, применяющих новый СНР с использованием специального мобильного приложения (с 1 января)
Поскольку положения указанной статьи распространяются на субъектов применяющих, в том числе СНР для субъектов малого бизнеса, а также, учитывая, что с 1 января 2022 года вводится новый СНР с использованием специального мобильного приложения, дополнением в статью 57-4 предусматривается распространение освобождения от уплаты налогов на три года также на лиц, применяющих новый СНР.
В связи с внесением поправок в Экологический кодекс в части передачи компетенции по проведению проверок, вопросу исполнения налогового обязательства, плате за эмиссии в окружающую среду в органы государственных доходов предусмотрен переходный период по комплексным налоговым проверкам, назначенным до 1 января 2022 года, предусматривающий, что такие налоговые проверки завершаются без включения вопроса исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду.
Поправками предусмотрено исключение из перечня товаров, импортируемых на территорию Казахстана, по которым НДС уплачивается методом зачета, пестицидов, племенных животных всех видов и оборудования для искусственного осеменения, крупного рогатого скота живого, а также продление уплаты НДС на импортируемые товары методом зачета по средствам производства, которые отсутствуют на территории Казахстана до 1 января 2025 года.
Данное понятие введено, чтобы предоставить открытый доступ к данным налогоплательщика об исполнении им обязательств.
Паспорт налогоплательщика размещается налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в сфере общественного питания и торговли, в местах непосредственного нахождения контрольно-кассовых машин и общедоступных для информирования населения.
Фискализация мобильных платежей (с 1 марта): для банков и организаций введены дополнительные обязанности в части передачи сведений:
- по итоговым суммам платежей за календарный год, поступившим на текущий счет посредством мобильных платежей;
- ежемесячно по итоговым суммам, поступившим на банковский счет ИП, применяющим отдельные специальные налоговые режимы и использующим мобильное приложение е-Salyq Business с согласия на раскрытие банковской тайны по таким сведениям.
Минфином разрабатывается приказ об утверждении правил, формы и сроков представления банками и организациями таких сведений.
Для банков и организаций введены дополнительные обязанности в части передачи сведений по физлицам, не состоящим на регистрационном учете в качестве ИП или лица, занимающегося частной практикой, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям (с 1 января 2025 года).
Поправки предусматривают обязанность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, предоставлять уполномоченному органу информацию об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных физическими лицами в пользу и в разрезе иностранных интернет-компаний.
Министерством по согласованию с Национальным банком готовится приказ об утверждении порядка, формы и сроков предоставления такой информации.
Поправки предусматривают обязанность платежных организаций предоставлять уполномоченному органу информацию об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных физическими лицами в пользу и в разрезе иностранных интернет-компаний.
Новые нормы включают также предоставление уполномоченным органом банкам, организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, платежным организациям, сведений о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющих налоговую тайну, в целях получения информации об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных физическими лицами в пользу и в разрезе иностранных интернет-компаний.
Также вводится новое понятие "мерчент ID" в целях налогового администрирования иностранных компаний, через интернет-площадку которых осуществляется электронная торговля товарами и оказание электронных услуг физическим лицам.
Помимо этого, поправка предусматривает предоставление иностранными компаниями, через интернет-площадку которых осуществляется электронная торговля товарами и оказание электронных услуг физическим лицам, дополнительных реквизитов, в том числе данных мерчент ID, применяемых для приема платежей и (или) переводов денег, в целях условной регистрации таких иностранных компаний.
Преференции для зоны ядерной безопасности (вводятся в действие после дня введения в действие законодательного акта, регулирующего создание и функционирование зоны ядерной безопасности)
Дополнения перечня категорий земель, не подлежащих обложению земельным налогом землями зоны ядерной безопасности.
Дополнение перечня объектов, не подлежащих обложению налогом на имущество зданиями и сооружениями, расположенными на территории земель зоны ядерной безопасности и используемыми для размещения радиоактивных отходов и обеспечения ядерной физической защиты.
Установление коэффициента 0 к ставкам платы за размещение радиоактивных доходов, образованных в результате проведения ядерных испытаний на территории земель зоны ядерной безопасности.