На Хоргосе в электронной очереди у границы простаивает до 11 тысяч автогрузоперевозчиков.
По данным союза промышленников и предпринимателей, до начала пандемии половина грузоперевозок осуществлялась автотранспортом, остальные – железнодорожными путями.
Но сейчас автотранспортом перевозят всего 20 процентов грузов.
Предприниматели вынуждены отправлять грузы по железной дороге, так как на оплату перевозок автотранспортом просто не хватает средств.
"Есть международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", таможенный пункт "Нурлы Жол".
Огромные суммы ушли на эти объекты, но теперь они практически не работают. Если раньше через пункт пропуска проходило 600-800 автомобилей в сутки, то сейчас от 4 до 40.
И дело здесь не только в китайских ограничениях. Манипуляции имеются и внутри Казахстана", – заявил председатель союза промышленников и предпринимателей Iskermen Тимур Жаркенов в интервью inbusiness.kz.
По его словам, на границе работает частная структура – группа компаний "Евротранзит".
Эта организация выступает единым оператором по перевозке товаров автотранспортом между Казахстаном и Китаем. "Евротранзит" – монополист на границе.
Тимур Жаркенов рассказал, что раньше на границе была километровая очередь из автомобилей, а сейчас ввели электронную очередь и сделали сухой порт.
Это гигантская автомобильная стоянка в 20 километрах от МЦПС, где простаивают в электронной очереди 11 тысяч автомобилей.
Электронную очередь также разработала компания "Евротранзит".
"Большая часть потока автотранспорта между Китаем и Казахстаном проходит через "Евротранзит" и на деле доступ предпринимателей к этой территории ограничен", – прокомментировал Тимур Жаркенов.
Даже оплатив услуги перевозки груза согласно официальным тарифам, предпринимателям не дают гарантии, что услугу окажут вовремя. Есть альтернативный путь через страны СНГ и Европы, но это огромные затраты и по деньгам, и по времени.
"Почему Казахстан являясь прямым соседом Китая должен искать обходные пути? Неужели Правительство не может помочь своим гражданам?", – возмутился председатель союза промышленников и предпринимателей.
Экономические операторы имеют право проезжать по "зелёному" коридору на территорию Казахстана. Сейчас подавляющее большинство автомобилей, которые пересекают границу, приходится именно на них.
"Что интересно – контрабанда как шла, так и идет. Каким-то образом она просачивается на рынок. Вы, наверное, заметили, но "Барахолка" в Алматы как работала, так и работает, потому что всё совсем другими путями решается. У меня впечатление, что это недоработка нашего правительства. Потому что по железной дороге в Европу товар китайский как шел, так и идет. То есть черные схемы работают", – заявил Тимур Жаркенов.
Он считает, что уполномоченные органы правительства малоэффективны и Казахстану необходимо убрать исскуственные заторы, частных монополистов и сделать процесс грузоперевозок прозрачным.