В этом году впервые 1 февраля отмечается День службы авиационной безопасности Казахстана.
В связи с этим, корреспондент vkurse.kz пообщался с бывшим работником службы авиационной безопасности Жоламаном Ахметовым, который более 20 лет отдал этому делу, работая в аэропорту столицы Казахстана.
- Расскажите, пожалуйста, что включает в себя авиационная безопасность ?
- Основная задача авиационной безопасности - не допустить действий незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
В международных аэропортах для системы досмотра используется высококлассное оборудование, а человек нужен для контроля качества.
К примеру, если сотрудник службы безопасности обнаружил в багаже запрещающий предмет , сразу на мониторе срабатывает индикатор красного цвета, предупреждающий об опасности, в этом случае инспектор сообщает о тревоге, на этот сигнал обязаны отреагировать все сотрудники безопасности, также подключается полиция, все блокируется во избежание паники, далее вызывают пассажира, чей багаж, точнее его содержимое, вызвало подозрение, после чего инспекторы действуют по инструкции аэропорта.
Бывает и такое, что на мониторе увидели что-то подозрительное, и задача сотрудника отдела безопасности убедиться в том, что то, что там находится, не несет угрозы для безопасности людей.
Конечно, инспектор может ошибиться при досмотре, но если его что-то насторожило, он обязан проверить.
В таких случаях вызываются работники полиции, понятые, и при хозяине багажа инспектор приступает к досмотру, и только убедившись в безопасности, сотрудники службы безопасности отпускают пассажира и приносят свои извинения за причиненные неудобства.
Таких случаев в течение дня может случиться много.
Это происходит чаще из-за того, что не все пассажиры ознакомлены со списком разрешенных и запрещенных предметов для провозки в самолете, хотя вся эта информация находится в открытом доступе.
Вот, например, все вроде знают, что курение на борту самолета запрещено, но все равно найдутся те, кому это правило не писано, понимаете?!
А когда таким безответственным пассажирам делают замечания или ему грозит штраф, он почему-то начинает возмущаться.
Я бы даже сказал, что безопасность полетов не меньше зависит от осознанности самих пассажиров.
Еще наш менталитет играет немаловажную роль. Есть такие люди, которые прибывают в аэропорт, условно говоря, за четыре минуты до конца регистрации на рейс, а инспектор не имеет уже возможности тщательно произвести досмотр багажа. И в таких ситуациях мы все рискуем очень сильно, ведь неизвестно, что может произойти потом.
Поэтому каждый пассажир должен нести свою ответственность перед каждым полетом.
Пассажиры в ручной клади проносят: запрещенные вещества и острые, колющие, режущие предметы.
Ситуации бывают всякие и пассажиры разные бывают, поэтому это все не шутки. И если при досмотре обнаружены вещи из списка запрещенных предметов или веществ, то пассажир должен подчиняться сотрудникам авиационной безопасности и дать возможность изъять предмет, а не вступать в конфликт.
Для командира экипажа все пассажиры одинаковые, в небе нет чиновников, в самолете все равны.
В казахстанском законодательстве существует список неприкосновенных высокопоставленных лиц (VIP персоны), они проходят зону досмотра напрямую, а остальные все досматриваются.
- Какими должны быть инспектора по безопасности воздушного судна?
- Авиационная безопасность - это одна из служб аэропорта , сотрудники которой несут высокую зону ответственности, не дай Бог, кто-то что-то прозевает.
По этой причине наблюдается большая текучесть кадров.
А это происходит в основном из-за социально невыгодных условиях и низкой заработной платы, которая не соответствует высоким требованиям к сотрудникам: а это, как я уже говорил, ответственность, бдительность, стрессоустойчивость, знание трех языков и многое другое.
Не каждый выдержит такую психологическую нагрузку. Поэтому и стимула идти на такую должность у молодежи особо нет.
В нашей работе очень важны учебно-тренировочные занятия и инструктажи, и очень важно, чтобы учения носили неожиданный характер, чтобы сотрудник не расслаблялся, а всегда был начеку.
Потому что, к примеру, взрывное устройство или стрелковое оружие можно пронести в разобранном виде при участии группы людей, а на борту самолета это легко собрать , понимаете о чем я. А у нас люди не готовы к экстремальным ситуациям.
Бывший президент столичного аэропорта Робер Тян говорил: «Казахстан же мирная страна».
А я считаю, что терроризм не спрашивает, мирная страна или нет. Всегда служба безопасности должна быть готова к любой внештатной ситуации.
Задача инспекторов - обеспечить авиационную безопасность.
Я вот уже третий год на пенсии, а привычки остались, в аэропорту должно быть, как в армии.
-А вы по работе скучаете?
- Есть немножко. Особенно, когда по новостям вижу что-нибудь про аэропорт показывают, сразу ностальгия ..
Автор: Анастасия Беньяминова