В рамках проекта инвестиционной программы планируется приобретение 48 единиц спецтехники и механизмов для обеспечения работ по содержанию летного поля и безопасности полетов.
АО «Международный Аэропорт Нурсултан Назарбаев» в сентябре текущего года в соответствии с требованиями законодательства РК в сфере естественных монополий направило заявку в уполномоченный государственный орган (КГА МИИР РК) на утверждение тарифа по регулируемой услуге, передает пресс-служба аэропорта.
«Обеспечение взлета-посадки воздушного судна на внутренних воздушных линиях» на период 2021-2025 годы, включающую инвестиционную программу.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона РК «О естественных монополиях», тариф на взлет-посадку устанавливается сроком на пять лет и более.
В свою очередь, согласно пункту 5 статьи 21 Закона, инвестиционная программа утверждается на срок действия тарифа.
В рамках проекта инвестиционной программы планируется приобретение 48 единиц спецтехники и механизмов для обеспечения работ по содержанию летного поля и безопасности полетов.
Действующий тариф был установлен в 2003 году, не менялся в течение 17 лет.
Во исполнение текущего требования Законодательства о естественных монополиях аэропорт обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой на утверждение тарифов.
Отмечаем, что данная заявка не учитывает убытки аэропорта, понесенные из-за пандемии COVID-19, а также планируемых затрат на капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы, перрона и мест стоянок.
Процедура изменения тарифов очень трудоемкая: подготовка заявки заняла более 6 месяцев, над этим работали 5 высококвалифицированных специалистов, и объем требуемых документов составил около 9 тысяч листов (8 896 страниц). Срок рассмотрения заявки уполномоченным органом составляет 180 календарных дней.
Уровень регулируемых тарифов в аэропорту Нур-Султана значительно ниже, чем в других аэропортах Казахстана и в мире. Так в среднем стоимость данной услуги в других аэропортах мира в 3 раза выше (например, в аэропортах РФ и соседних стран стоимость взлет-посадки превышает 10$, в то время как в Нур-Султане менее 3$ за тонну максимальной взлетной массы воздушного судна).
Аэропорт Нур-Султана также является коммерческим предприятием и не может субсидировать другие предприятия за свой счет.
Из госбюджета прямых траншей нет. Постоянное сдерживание тарифов в аэропортах Казахстана вынуждает экономить на всем, на безопасности и зарплатах сотрудников. Уровень заработной плата работников аэропортов в разы ниже, чем у сотрудников наземных служб авиакомпаний, выполняющих аналогичные функции.
В будущем такая ситуация с недофинансированием негативно скажется на безопасности полетов, состоянии инфраструктуры и качестве услуг аэропортов. Аэропорты нужно оснащать.
Благодаря реализации государственных программ, столичный аэропорт оснащен по всем мировым стандартам и имеет современную спецтехнику. Аэропорт ежегодно проходит сертификацию, проводит тренинги и обучение персонала.
В тоже время, службы Air Astana, оказывающие наземные услуги самостоятельно, не проходят сертификацию уполномоченными органами.
Касательно комментария А.Кошкарбаева об отсутствии внутренних резервов по сдерживанию тарифов на перелеты, мы считаем, что у авиакомпании имеется достаточно резервов в виде бонусов, выплачиваемых привлеченным иностранным менеджерам авиакомпании, высоких лизинговых ставок, расходам на оплату услуг СМИ и других необоснованных расходов.
Размер бонусов в 2019 году согласно публичной отчетности Air Astana превысил объем выплат всем аэропортам Казахстана за услуги взлет-посадки.
После таких комментариев авиаперевозчика, надеемся, что решение уполномоченного органа касательно нашей заявки будет объективным.