Собор Святой Софии только что открылся, чтобы принимать верующих мусульман-суннитов впервые с 1931 года. Решение преобразовать здание в Стамбуле (Турция) из музея обратно в мечеть разделило мнения турецких жителей.
Многие турецкие жители высоко оценивают преобразование, в то время как в основном светские турецкие жители и большая часть международного сообщества считают его немыслимым, пишет Экспресс Новости.
Стратегически расположенный на протяжении более двух тысячелетий на Босфоре между Европой и Азией, между Черным и Средиземным морем, Стамбул был местом основных религиозных, политических и художественных событий в мировой истории.
Собор Святой Софии, первоначально византийская церковь, построенная в шестом веке, и в течение короткого периода в 13-м веке католическая церковь, была преобразована в мечеть в 1453 году. Она стала символом османского завоевания Стамбула Мехмедом II, также известным как «Победитель».
Здание обязано своим великолепием османскому архитектору армянского происхождения Мимару Синану. Между 1566 и 1574 годами Мимар Синан значительно укрепил византийскую структуру, добавив еще два минарета, сохранив свой статус памятника, объединяющего символы, как христианства, так и суннитского ислама. Это сделало здание чем-то совершенно уникальным в мире.
Начало конца предыдущего периода собора Святой Софии как мечети произошло в 1928 году, когда поправка к Конституции Турции определила отношения между государством и религией.
За этим последовали реформы первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, которые заложили политическую основу современного, демократического и светского государства. В результате собор Святой Софии был закрыт для богослужения в 1931 году. После масштабной реконструкции в 1934 году он был преобразован в музей – акт, который символизировал светский характер Турции.
Тем не менее, религиозные настроения, как христианских православных, так и суннитского ислама начали становиться более заметными в начале 21-го века, и оба требовали, чтобы здание было возвращено к их религиозному состоянию. В 2006 году небольшая комната в комплексе использовалась для молитвы христианских и мусульманских служащих. В 2007 году греко-американский политик Христос Спироу начал международную кампанию по восстановлению собора Святой Софии в христианской церкви. Политические кампании, как внутренние, так и внешние по отношению к Турции, были сосредоточены на том, кто по праву владеет собором Святой Софии.
10 июля 2020 года административный суд Турции, Государственный совет, постановил аннулировать указ 1934 года. Позже в тот же день президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал президентский указ, превращающий собор Святой Софии в мечеть и открывающий ее как место для молитвы и поклонения.
Превращение собора Святой Софии обратно в мечеть имеет очень сложные последствия, как в Турции, так и на транснациональном уровне.
Собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1985 году он был включен в список исторических районов Стамбула. Будучи объектом всемирного наследия, он считается престижным и культурно ценным для территории, на которой находится. Тем не менее, важный вопрос: кому принадлежит Собор? Это для нации, где она находится, или ее красота, ценность и значение выходят за рамки национальной собственности?
Если его назвать объектом всемирного наследия, он, вероятно, принадлежит всему миру. Это очень спорный вопрос, но он может показаться спорным лишь для тех, кто в это верит. Тем более что на первый план выходит вопрос о том, имеет ли турецкое правительство право преобразовать собор Святой Софии и связываться с контекстом нематериального наследия, таким как быть музеем.
Многие объекты всемирного наследия используются в национальной политике, национальном брендинге и рекламе. Но когда это подразумевает их привязку или индексацию к аспектам национальной и международной идеологии и идентичности, всегда нужно искать «другого» другого человека. В этой рекламной деятельности есть исключительный аспект. Например, Тадж-Махал часто связан с разногласиями в отношении собственности в Индии. Это могольский исламский памятник или индуистский памятник? Можно утверждать, что, по сути, Тадж-Махал заменяет эти религиозные и национальные крайности. Это объект всемирного наследия с глобальной валютой и статусом.
Аналогичным образом, собор Святой Софии используется турецким правительством в контексте десекуляризации страны. Повторяя свою роль мечети, она стала символом современной турецкой нации, где турецкие флаги и символы суннитского ислама видны рука об руку. Это объединяет религию и государство.
Турция является государством, в котором доминирует суннитский ислам, в то время как другие конфессии, такие как алевизм (около 15-25% населения), вынуждены молчать. С превращением собора Святой Софии в мечеть «светятся» и светские граждане Турции. Следовательно, обращение является очень сложным в многоконфессиональном и многоидеологическом обществе. Он также возвращает двоичные файлы с востока на запад по зданию, где христианский и светский мир в основном обеспокоены этим решением, а религиозный мусульманский мир полностью принят. В итоге это решение создало ненужное разделение.
Ориентируясь на национальный уровень, светские жители Стамбула и Турции опасаются, что собор Святой Софии никогда не станет музеем
Принимая во внимание, что в политике страны наблюдается явный толчок к религии, достичь этого может быть очень трудно. Даже если в будущем победят противоборствующие политические силы, они, возможно, никогда не посмеют превратить его обратно в музей, потому что религиозная стабильность очень хрупка и чрезвычайно уязвима в Турции.
Автор: Ольга Агзамова