День рождения народной любимицы Бибигуль Тулегеновой совпал с Днем независимости Казахстана. Своим творчеством легендарная певица покорила миллионы зрителей во всем мире. Но ей ничего не давалось легко. Как говорит сама Бибигуль-апай, "я настолько привыкла жить в трудных условиях и бороться, что меня никто и ничто не поколебало".
О большом жизненном пути и певческом олимпе "казахского соловья" читайте в интервью, которое она дала журналисту Торгын Нурсеитовой на более раннем этапе, передает Zakon.kz.
Наша справка: Бибигуль Тулегенова – народная артистка Казахстана и СССР, профессор Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы родилась 16 декабря 1929 года в Семипалатинске. Она является последним Героем Социалистического труда: на другой день после выхода указа об этом, СССР распался. Божественное оперное диво, обладательница редчайшего голоса, который знатоки называют бархатным лирико-колоратурным сопрано, Бибигуль Тулегенова внесла неоценимый вклад в развитие национального оперного искусства. В ее репертуаре более тысяч народных и эстрадных песен на китайском, корейском, японском, шведском, финском, французском, английском и многих других языках мира.
- Бибигуль Ахметовна, ваш жизненный путь был усыпан розами с самого начала?
- Увы, я много трудностей пережила в жизни. Мой отец был партийным работником, в 1937 году его расстреляли. Молодая мама осталась с семью детьми на руках, мал-мала меньше, да к тому же болела бруцеллезом.
Я была вторым ребенком, поэтому стала работать уже в 6-7 классах и училась в вечерней школе. После семилетки трудилась на Семипалатинском мясокомбинате, консервном заводе, была телефонисткой, помощником киномеханика, в общем, все прошла.
Но как бы ни было трудно, я на работе всегда пела, танцевала и в 1948 году меня по комсомольской линии отправили в Алма-Ату на прослушивание.
Меня все время мучил вопрос, куда уходят столбы, провода, рельсы, дороги, и я до самой Алма-Аты высовывалась в окно, выходила на перрон и жадно всматривалась в даль, пытаясь понять, куда же все это убегает и где всему этому конец. Все свои восторги я выражала громкими возгласами и охрипла, и в результате меня в консерватории забраковали.
Вернулась в родной Семипалатинск, а мне говорят, надо готовиться к смотру художественной самодеятельности, защищать честь мясокомбината. И тут на городском смотре я случайно познакомилась с писательницей Галиной Серебряковой. Она была женой дипломата, брала уроки вокала в Италии, после ссылки жила в Семипалатинске и ей разрешили открыть здесь вокальную студию.
Она сказала мне: "У тебя красивый голос, тебе надо в консерваторию поступать". Я оказалась способной ученицей, буквально через два-три месяца пела "Весенние голоса" Штрауса, оперные арии, в том числе "Мадам Баттерфляй".
Потом опять приехала в Алма-Ату и, к удивлению преподавателей консерватории, показали хорошие голосовые данные и меня приняли. Мама была категорически против, говорила, что все артисты испорченные, и когда я уезжала, даже не посмотрела в мою сторону и года два-три вообще не общалась со мной, не отвечала на мои письма. Мне украдкой писала сестра.
Во время студенчества я вышла замуж, родила дочку Гузель, и тут у меня вдруг пропал голос.
- Как пропал?
- А вот так. Прихожу в консерваторию через десять дней после рождения дочери, а у меня ни голоса, ни сил. Ничего не могу понять. Мой педагог вызывает меня и говорит: "Из тебя певица теперь не выйдет". Это уже потом выяснилось, что профессиональной певице, оказывается, нельзя петь, начиная с пятого месяца беременности, так как перегружаются голосовые связки, а я пела до последнего дня.
Конечно, сильно переживала, у меня был жуткий страх, отчаяние, что меня отчислят. Думала, как переживу этот позор, но потом все же взяла себя в руки и решила бороться. Говорю преподавателям: "У меня был голос? Был! А куда он делся? Значит, вы виноваты". Я решила доказать всем, что советская женщина имеет право и учиться, и детей рожать.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В пятидесятые годы начались гонения на ученых, их стали обвинять в космополитизме, шарлатанстве. Под эту чистку попал и мой педагог, его убрали. В общем, там была целая история и про меня забыли.
На втором курсе к нам пришла преподаватель народная артистка Надежда Самышина.
Она поняла, что я училась у педагога, который не знал, что в моем положении петь нельзя, тем более, я тогда кормила грудью. Надежда Николаевна держала меня на чистой вокальной диете, я потихоньку стала петь, а летом родила вторую дочь Мариямгуль.
На каникулах набралась сил, отдохнула, и на третьем курсе у меня словно второе дыхание открылось – появился голос, и я опять стала петь. Сегодня могу сказать, что эти две русские женщины спасли меня как певицу и если народ меня любит, он должен низко кланяться Серебряковой и Самышиной. Я и по сегодняшний день пою, хотя в 70 с лишним лет почти никто не поет.
- В последние годы вы блестяще выступали в Москве. Вас до сих пор там помнят?
- А как же!
В 2004 году – в Год Казахстана в России – мы давали большой концерт в Колонном зале Москвы. Меня удивило, что, несмотря на то, что в последний раз я была в Златоглавой 15-16 лет тому назад, меня московские зрители хорошо помнят. Когда я вышла на сцену, весь зал встал, начал бурно аплодировать и дружно кричать: "Булбул!". Без "Булбул" Латифа Хамиди меня там никто не представляет.
Тем же летом мы были и в Санкт-Петербурге. В филармонии пела наша известная оперная певица Майра Мухамедкызы и я пошла послушать ее. И тут ко мне стали подходить ленинградцы и говорить, что очень любят мое пение. Я подумала, что они меня с кем-то путают, ведь и там я давно не была. А зрители достали программу нашего концерта, который мы давали в составе театра имени Абая еще в 1978 году, и показали мой автограф.
Такой же теплый прием был и в прошлом году, когда мы ездили в Россию в связи с предвыборной кампанией нашего Президента. Нас на "ура" встречали на Украине, в Азербайджане, нас до сих пор помнит и любит благодарная многомиллионная советская аудитория и это очень приятно.
Недавно я была на концерте российского оперного певца Дмитрия Хворостовского в Астане, и когда ему сказали: "Вот она, наш казахский соловей", он радостно воскликнул: "Бибигуль Тулгенова? Я вас знаю!".
- Когда вы едете за рубеж, то обязательно исполняете песню на языке той страны, где выступаете. Это этикет, уважение или дань моде?
- Песни разных народов мира – это мои самые дорогие сувениры, которые я привожу в качестве подарка своим казахстанским слушателям. В моем репертуаре более тысяч народных песен, в том числе на румынском, китайском, корейском, японском, шведском, финском, французском, английском языках.
- Бибигуль Ахметовна, у вас есть не спетая песня, которая так и осталась в мечтах?
- У меня и Латифа Хамиди была мечта, чтобы я спела партию Ажар в опере "Абай" Жубанова-Хамиди. К сожалению, я за это взялась поздно. Партию, конечно, я выучила, но к тому времени умер Хамиди, а потом пришло время идти мне на пенсию, и я не успела вынести готовый образ на сцену. Однако в концертном исполнении арию "Ажар" я все же пою.
- Вам когда-нибудь делали плохо?
- Перед спектаклем, концертом звонили, письма всякие нехорошие подбрасывали, колхозной певицей меня называли, говорили, что надо мной все смеются, когда я выхожу на сцену.
Ты знаешь, я настолько привыкла жить в трудных условиях и бороться, что меня никто и ничто не поколебало. Наоборот, я доказывала своим творчеством, что мои коллеги-недоброжелатели и завистники неправы.
Я говорила: "Да, я горжусь, что я колхозная певица. Я приеду в аул и буду накормлена, приласкана, одета, мне кров дадут, а вас как примут? Поезжайте, посмотрите". А зрители мной только восхищались. Я даже говорила людям, что хочу услышать ваши советы, замечания, чтобы я знала, над чем еще должна работать.
Я вышла из низов и стала знаменитой певицей благодаря, в первую очередь, своему народу, который любит и всегда поддерживает меня. Признание народа – самая великая награда для меня, самый дорогой подарок судьбы и большего счастья не надо.
- Наверное, не только это придает вам сил. Что делаете, чтобы оградить себя от неприятностей?
- Ничего не делаю. Просто я никогда никому не завидую, не делаю плохо, больно. Я радуюсь успехам других, как своим. Если кто-то получит звание, премию, квартиру – поздравляю от души.
- Вы большой оптимист, Бибигуль-апай, у вас жизнеутверждающие принципы.
- А по-другому нельзя. Если бы я думала, что у меня все плохо, то, наверное, давно уже была на том свете. У меня, слава Богу, все необходимое есть, но личная жизнь не сложилась. Не нашелся человек, который бы понимал меня, помогал. Я была замужем, но развелась, потому что у меня творчество, а ему надо ходить в гости, ему надо готовить, гладить рубашки, стирать, а я не всегда могла это делать.
- Вы всю жизнь ходите с одной и той же прической и так жалко, что никто не видит ваших длинных шикарных волос.
- А зачем? (смеется). Итак все знают, какие у меня волосы. Однажды надела парик и вышла на сцену и столько возмущения, негодования было со стороны зрителей, вплоть до того, что Бибигуль была единственной женщиной из артисток и то стала… В общем, нехорошим словом меня обозвали.
Потом я поехала на фестиваль "Крымские зори" и там тоже выступила в парике. Меня сняли по телевизору, и когда я приехала домой, мне позвонила одна женщина и стала ругаться, не стесняясь в выражениях, что она из-за меня лежит с давлением.
Говорит, зачем ты отрезала волосы? Я сказала, что была в парике, но она не поверила и приехала из Чимкента, чтобы убедиться, что я действительно не отрезала волосы. После этого у меня всякое желание пропало носить парик.
- У вас всегда стильные наряды. Где вы одеваетесь?
- На мою нестандартную фигуру ничего подходящего не купишь, поэтому одежду себе шью в салоне у кутюрье Куралай Нуркадиловой, у молодых авангардистов. Хочу быть не слишком вычурной и не слишком отсталой.
- Вы многого достигли в жизни. О чем еще мечтаете?
- Чтобы в моей стране были мир, покой, благополучие и чтобы никто не мешал нашему Президенту строить процветающее государство.
К слову, благодаря Нурсултану Назарбаеву в 2001 году был создан Международный конкурс вокалистов имени Бибигуль Тулегеновой для золотых голосов. Наши лауреаты находятся по всему миру, выступают на самых высоких сценах...
Автор: Торгын Нурсеитова